Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Нужно ли преподавать в ВУЗах дисциплину "Философия"?

Да
Нет
Не определился (-ась)


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1421
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Французская литература XVIII века и ее основные направления.



Прево "Манон Леско".


Роман аббата Прево "Манон Леско" не относится к числу нравоописательных романов, как сочинение Лесажа. Тем не менее он дает не менее показательную картину жизни французского общества своего времени. Самое же главное - писатель предлагает в нем по-новому взглянуть на общество и человека, разрушить сложившиеся стереотипы в подходе к ним. Роман появился во французской литературе в 1731 году, тогда, когда многотомный роман Лесажа был уже близок к своему завершению. Основу его составляет история любви двух молодых людей - девушки неизвестного происхождения Манон Леско и молодого наследника знатного дворянского рода кавалера де Грие. Эта история предстает в изображении автора как трагическое испытание, ломающее судьбу главного героя и приводящее к гибели саму Манон Леско. Причиной же несчастий героев Прево делает с одной
стороны случай, с другой "непостижимый", как говорит сам де Грие, характер его возлюбленной.
Прево рассказывает нам историю, в которой события развиваются в соответствии с характерами героев. Но, хотя роман назван " Манон Леско", его главным героем, повидимому, следует считать кавалера де Грие. Уже при первой встрече де Грие, чтобы сопровождать свою возлюбленную, изменяет своему семейному долгу.
Побег с Манон вынуждает его пренебречь волей отца пославшего его продолжить свое образование. В дальнейшем лишенный материальной и нравственной поддержки, де Грие, чтобы обеспечить свое существование, прибегает к обману, пускается в различные авантюры, становится шулером, совершает убийство и дальше, оказавшись в Америке, переживает смерть Манон, и возвращается во Францию несчастным, отчаявшимся человеком. Все эти события Прево изображает очень лаконично, главным стержнем своего повествования делая конфликт между долгом и чувством, развертывающимся в душе героя. Полюбив девушку незнатного происхождения, достойный отпрыск аристократического семейства кавалер де Грие идет по пути, противоречащему его долгу, воле отца и общественной традиции. Историю де Грие, якобы записанную неким знатным человеком со слов героя, Прево преподносит как суровый урок, из которого читатель должен сделать важные нравоучительные выводы.
Вместе с тем главное в романе заключается прежде всего в понимании писателем сложности и многозначности изображенного жизненного явления. Прежде всего это касается выдвинутой Прево концепции любви. Любовь де Грие и Манон показывается в романе как всепоглощающая страсть, чувство, становящееся для них
смыслом жизни и большим испытанием. Кавалер де Грие не может забыть Манон даже после ее смерти. При этом он не способен анализировать свои чувства, его любовь к обаятельной Манон не поддается какой-либо рационалистической оценке. Герой видит и может оценить только последствия, трагичные для него, но уловить причинно-следственную связь происходящих событий ему затруднительно. Другими словами, жизнь оказывается больше того, что мы о ней представляем, и человек не всегда может все предусмотреть. Эту мысль романа подчеркивает авантюрный сюжет, изобилующий самыми необыкновенными приключениями. Так же сложен и неоднозначен в романе и человеческий характер. В Манон Леско - девушке, ради ко- торой де Грие совершает свои безрассудные поступки, - Прево воплощает красоту и возвышенность чувства, показывает гениальное обаяние личности и в то же время низменность, почти порочность. Манон Леско беззаветно любит де Грие, но изменяет ему, зная, что этим она приносит ему несчастье. Прево объясняет характер Манон во многом нравами эпохи, которые в описываемое время, как свидетельствуют историки, отличались крайней распущенностью. Кроме того, поведение Манон зависит от обстоятельств, в которые она поставлена. На измены героиню толкает не только любовь к роскоши, но в каких-то случаях и стремление выручить из затруднительного положения того же де Грие. При этом Прево сохраняет в образе Манон Леско и элемент загадочности. Ее притягательность и для героя, и для
других показывается как нечто такое, что существует как бы помимо их воли и никак не связано ни с какими обстоятельствами и условиями. Эту сторону истории любви героев очень четко определил Анатоль Франс в очерке "Приключения аббата Прево". Он так пишет о героях романа: "Эти дети оба изрядные плуты, но они любят друг друга; дайте только серьезным испытаниям, подлинным несчастьям коснуться их - и они предстанут перед вами во всем своем величии. Это потому, что одна и та же любовь создает и героев и подлецов".
И дальше эти рассуждения он завершает знаменательными словами : "Все естественно, все правдиво, все верно в этой маленькой книжке", а нравоучительную сентенцию, которой Прево сопровождает рассказ де Грие и которая принадлежит
не ему, а тому, кто записал его рассказ при встрече, некоему знатному человеку, Анатоль Франс рассматривает "как бы шаль, наброшенную на плечи м-ль Манон",то есть как нечто внешнее, привнесенное извне и никак не связанное с происходящим. Как признается сам де Грие, счастлив он был лишь тогда, когда любил. Этим признанием герой дает понять, что чувство для него столь же насущно необходимо, как и следование долгу, и именно это делает его трагической фигурой. Стремление к счастью, которое Прево рассматривает как естественное свойство человеческой личности, в реальной жизни зачастую оказывается нереализованным. Кроме того, наделяя Манон особой притягательностью, Прево утверждает внесословную ценность человеческой личности, что становится одним из самых важных предметов обсуждения во всей последующей французской литературе и прежде всего в произведениях писателей, относящихся, как Лесаж и Прево, к раннему периоду французского Просвещения. Среди них особое место занимают Монтескье и Вольтер. Значение
творчества этих авторов тем более велико, что именно им принадлежит заслуга превращения отдельных просветительских идей в законченную мировоззренческую систему. И это делает прежде всего Монтескье - один из представителей старшего поколения французских просветителей.

И.А. Белопольская. Французское просвещение. Особенности развития, мотивы и образы.
Разместил: rat Дата: 24.03.2009 Прочитано: 23959
Распечатать

Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2

Дополнительно по данной категории

24.03.2009 - Просвещение во Франции и его особенности
24.03.2009 - Периодизация французского Просвещения
24.03.2009 - Французское просвещение. Просветительский «рационализм»
24.03.2009 - Французское просвещение. Метод и «природа человека»
24.03.2009 - Французское просвещение. Взгляд на историю

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы