Лессинг не искал тех или иных частных противоречий в библейских текстах, но "истинно ахиллесовой пятой теологии" ему казалась претензия сконструировать на базе "случайных исторических фактов" (или чисто историографических) систему "метафизических и моральных понятий". Лессинг попытался сам ответить на свои вопросы работой "Воспитание человеческого рода" (1780). Люди живут в постоянном напряжении, в поиске дальнейшей цели, и история — это история прогресса; религия вплетена в этот прогресс Религия Откровения — всего лишь этап в этическом воспитании. Иудаизм и христианство — воспитательные фазы в общей и вечной педагогической деятельности. Иудаизм можно рассматривать как "детский букварь"; христианство — уже зрелая педагогика, но, в конце концов, все религии Откровения исчезнут, когда появится рациональная религия и войдет в жизнь независимая этика. Становится понятным, почему Лессинг, наряду со многими другими просветителями, вступил в спор с традиционными церквами. Однако он не был удовлетворен полемикой. Как следует из частного письма берлинскому просветителю Ф. Николаи, датированного 1769 г., он бы предпочел заниматься политической критикой, но, к сожалению, этого ему не позволяла делать абсолютистская власть. "Не говорите мне ничего о вашей берлинской свободе мысли и печати. Она сводится к чистой свободе распространять многочисленные софизмы, направленные против религии. Используя эту свободу, честный человек вскоре устыдился. Но пусть кто-нибудь в Берлине попробует свободно выступить в печати по другим вопросам, пусть он попробует изложить их аристократической дворцовой черни, пусть в Берлин приедет кто-нибудь, кто захочет поднять голос в защиту прав подданных, против эксплуатации и деспотизма, как это случается во Франции и Дании, и тогда очень быстро вы узнаете, какая страна в Европе наиболее несвободна".
Лессинг остался интеллектуалом, не останавливающимся в поисках научной истины: "Если бы Бог держал в правой руке всю истину, а в левой — единственно изменчивую надежду на истину и предложил бы мне выбирать, я бы смиренно преклонил колена пред его левой рукой и сказал: Господи, дай мне это! полная истина доступна только Тебе!"
И последнее. "Воспитание человеческого рода" состоит из афоризмов (афоризмы 73 и 75 явно пантеистического характера). Знаменательно, что Якоби в "Письмах к Мозесу Мендельсону об учении Спинозы" (1785), отметил, уже после смерти Лессинга, его несомненную близость к Спинозе. А вот слова, которые, по словам Якоби, Лессинг сказал ему незадолго до своей смерти: "Ортодоксальные понятия о Божестве не для меня, я не могу их разделять. En kai Pan! (Единое — Все, все — единое!) Я не разумею иначе".
|