Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Судьба человека предопределена заранее?

Да, я фаталист(ка)
Нет, человек сам кузнец своего счастья
Свой вариант


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 839
Комментарии: 2

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Александр Баумгартен и обоснование эстетической систематики

Александр Готлиб Баумгартен родился в Берлине в 1714 г. и умер во Франкфурте на Одере в 1762 г. В 1730 г. он приехал в Галле; начал изучать философию Вольфа.

К 1735 г. относится публикация его дипломной диссертации, озаглавленной "Meditationes philosophiсае de nonnullis ad роста pertinentibus" ("Философские размышления о некоторых предметах, относящихся к поэме"), где уже угадывается ядро теории, которую Баумгартен изложит в двух томах "Эстетики" (1750—1758). В 1739 г. Баумгартен опубликовал "Метафизику", которая до 1779 г. выдержала семь изданий; в 1766 г. она была переведена с латинского на немецкий язык Георгом Фридрихом Мейером (1718—1777), учеником Баумгартена. Кант отозвался об этой работе как о "наиболее полезном и основательном из всех учебников такого рода". Сам Кант использовал его в своих лекциях. "Метафизика " Баумгартена — "компендиум из тысячи параграфов вольфианской теории, написанный сухим и лаконичным стилем, несомненно, полезный как базовый текст для университетских занятий". "Метафизика, — пишет Баумгартен, — это наука о первых принципах человеческого познания. Составными частями метафизики являются онтология, космология, психология и естественная теология". И если "онтология — наука о наиболее общих предикатах сущего", то "общая космология — наука об основных предикатах мира, она носит эмпирический характер, когда опирается на опыт, и рациональный, — когда опирается на понятие мира". Со своей стороны, "психология — наука об общих предикатах души"; она "носит эмпирический характер, когда извлекает свои постулаты из опыта, и рациональный, — когда выводит их с помощью длинной дедуктивной цепочки из понятия души". Наконец, естественная теология — "наука о Боге, в той степени, в какой может быть понята без веры, она включает: 1) понятие Бога; 2) Его действия". Как можно видеть из этого краткого резюме, метафизическая мысль Баумгартена в основном вращается в рамках вольфианской парадигмы. Историческая заслуга Баумгартена "прежде всего в том (как хорошо увидел Вундт), что он построил нечто вроде «моста» между схоластической метафизикой и кантианскими трансценденталиями, между реализмом с онтологической перспективой и логико-гносеологическим срезом структуры бытия" (Б. Бьянко).

"Выдающийся аналитик", по оценке Канта, Баумгартен заложил философские основы эстетики. Эстетика (именно Баумгартен предложил этот термин — (aisthesis — греч. чувство) не может быть сведена к правилам создания произведения искусства или анализу его психологического эффекта; все это для Баумгартена простая эмпирия. Эстетика — "наука о чувственном познании", и потому — "низшая гносеология", поскольку занимается "низшей способностью к познанию". "Подчиненная способность" готовит к "совершенству чувственное познание", следовательно, необходимо тщательно изучить его законы, и, таким образом, эстетика становится "младшей сестрой логики" и заимствует у нее систематический характер. Параллелизм, установленный между эстетикой и логикой, и последовавший за этим системно теоретический интерес к "эстетике" вышел далеко за пределы простого декора. Изменения связаны с новой антропологией. Чисто научного знания теперь недостаточно. Есть чувственное познание, и оно автономно, а не функционально. Уже Лейбниц, как отмечает Кассирер, противопоставил "ясную" идею "отчетливой". "Ясная" идея достаточна для жизни, она делает возможной нашу первую ориентацию в чувственной среде; "отчетливая" идея дает адекватное знание вещей, ответ на "почему", не удовлетворяясь различением предметов по ощущаемым характеристикам. Эстетика, по Баумгартену, — наука о "ясных" и "смешанных" представлениях. Perceptio confusa (смешанное восприятие)"этимологически указывает на восприятие сплетения элементов, когда нельзя вычленить отдельные элементы из целого, следуя за ними изолированно" (Э. Кассирер). Эстетическая интуиция — независимое целостное познание чувственного. Оно означает видеть нечто, чувствовать, знать и понимать без почему. Вот как Кассирер пытается объяснить это: "Если на базе методов точной науки мы объясняем феномен цвета, разворачивая цвет в чистом движении, мы не только уничтожаем его чувственный аспект, но и устраняем эстетическое значение. Цвет как художественный образ, завоевание живописи, исчезает при физико-математической редукции; с чувственным опытом пропадет всякий след эстетической функции цвета". "Эстетика занимается чувственным феноменом, не делая попыток перейти от него к «причинам», т. е. к чему-то совершенно иному. Обращение к причинам не объяснило бы эстетического содержания феномена, но разрушило бы его" (Э. Кассирер). Итак, мы видим, что Баумгартен — не только "выдающийся аналитик", виртуоз схоластической логики, но и мыслитель, видящий границу этой логики. "Отчетливые" идеи и "принцип достаточного основания" не имеют никакой власти в сфере "чувственного познания". Красота пейзажа — не дело геолога: "Интуиция чистого созерцания пейзажа дана только мастеру, художнику или поэту. <...> Созерцающий образ забывает спросить о его «причине». <...> Отдаться чистому эффекту и остановиться на этом необходимо, если мы хотим, чтобы феномен не выскользнул из рук» (Э. Кассирер). Для Баумгартена кроме логики, исследующей законы мышления, существует также эстетика — наука о законах чувственного познания; этим он восстанавливает философское достоинство чувственного. Баумгартен борется "за чистоту эстетической интуиции перед судом разума. Цель эстетики — узаконить внутренние психические возможности, не подавляя их" (Э. Кассирер).
Разместил: Немецкий философ Дата: 24.03.2009 Прочитано: 11728
Распечатать

Дополнительно по данной категории

24.03.2009 - Философская атмосфера в Германии в конце XVIII века
24.03.2009 - Э. В. фон Чирнхауз: “ars inveniendi” как вера в разум
24.03.2009 - Европейский мир на исходе Нового времени
24.03.2009 - Самюэль Пуфевдорф: естественное право и проблема разума
24.03.2009 - Христиан Томазий: различие между правом и моралью

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы