Вот список научных трудов Вольфа. На немецком языке, помимо уже упомянутых "Разумных мыслей о силах человеческого рассудка". "Разумные мысли о Боге, мире и душе человека " (1719), "Разумные мысли о человеческих действиях" (1720), "Разумные мысли об общественной жизни людей" (1721), "Разумные мысли о действиях природы" (1723), "Разумные мысли о целеустремленности естественных вещей" (1724), "Разумные мысли о частях людей, животных, растений" (1725). А вот список сочинений, написанных на латинском языке: "Philosophic. rationalis sive Logica" ("Рациональная философия, или Логика", 1728), "Philosophia prima sive Ontologia" ("Первая философия, или Онтология", 1729), "Cosmologia generalis" ("Общая космология", 1731), "Psychologia empirica" ("Эмпирическая психология", 1732), "Psychologia rationalis" ("Рациональная психология", 1734), "Theologia naturalis" ("Естественная теология", 1736—1737), "Philosophia practica universalis" ("Всеобщая практическая философия", 1738— 1739), "Jus naturae "("Естественное право", 1740—1741), "Jus gentium" ("Международное право"), "Philosophia moralis" ("Моральная философия", 1750 1759).
По мнению Вольфа, онтология — это наука о возможном бытии типа аристотелевско-схоластической метафизики (с понятиями субстанции и причины). Вольфианская теодицея основана на космологическом доказательстве (Бог — высший разум, оправдывающий порядок мира) и отклоняет онтологическое и телеологическое доказательства. "Оптимизм и рационализм соединились в концепции мира Вольфа; мир предстает как огромная машина, совершенствование которой следует искать во всеобщей гармоничной взаимозависимости частей. Механический детерминизм, который управляет миром, не исключает ни человеческой свободы, ни божественного вмешательства. Мир, в том, что касается его существования, случаен, Вольф с осторожностью допускает присутствие в космосе сверхъестественного и связанного с чудом, поскольку это всегда — наслоение на естественный порядок, установленный божественной мудростью" (Б. Бьянко). По мнению Вольфа, отношения между душой и телом регулируются заранее установленной гармонией, и здесь он также следует Лейбницу. Но в этико-политическом плане Вольф значительно расходится с Лейбницем, "как потому, что он подчеркивает независимость этических норм от любых теологических соображений, так и потому, что в политике и экономике он чувствует смену эпох и предвидит вмешательство государства в экономику и усиление власти" (М. Даль Пра).
Цель философии, для Вольфа, — человеческое счастье; а человеческое счастье и прогресс человечества неотделимы от познания, а последнее недостижимо без "философской свободы", т. е. невозможно без свободы мысли. "Стиль Вольфа не так изящен, как у французских философов, и не столь обстоятелен, как у здравомыслящих англичан, однако вклад Вольфа в культуру Просвещения значителен, особенно благодаря примененному им методу анализа, как рационального, так и эмпирического, наводящему порядок во всех областях знания" (М. Даль Пра). Вот как Вольф объясняет свою точку зрения: "В философском методе не следует применять термины без четкого определения и считать верным то, что не было убедительно доказано, в высказываниях нужно с одинаковым тщанием определять как субъект, так и предикат, с помощью которых объясняется то, что следует за ними".
Лит: Реале Д.,Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. |