Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Судьба человека предопределена заранее?

Да, я фаталист(ка)
Нет, человек сам кузнец своего счастья
Свой вариант


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 839
Комментарии: 2

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

“Энциклоподия знания” Христиана Вольфа



Вот список научных трудов Вольфа. На немецком языке, помимо уже упомянутых "Разумных мыслей о силах человеческого рассудка". "Разумные мысли о Боге, мире и душе человека " (1719), "Разумные мысли о человеческих действиях" (1720), "Разумные мысли об общественной жизни людей" (1721), "Разумные мысли о действиях природы" (1723), "Разумные мысли о целеустремленности естественных вещей" (1724), "Разумные мысли о частях людей, животных, растений" (1725). А вот список сочинений, написанных на латинском языке: "Philosophic. rationalis sive Logica" ("Рациональная философия, или Логика", 1728), "Philosophia prima sive Ontologia" ("Первая философия, или Онтология", 1729), "Cosmologia generalis" ("Общая космология", 1731), "Psychologia empirica" ("Эмпирическая психология", 1732), "Psychologia rationalis" ("Рациональная психология", 1734), "Theologia naturalis" ("Естественная теология", 1736—1737), "Philosophia practica universalis" ("Всеобщая практическая философия", 1738— 1739), "Jus naturae "("Естественное право", 1740—1741), "Jus gentium" ("Международное право"), "Philosophia moralis" ("Моральная философия", 1750 1759).

По мнению Вольфа, онтология — это наука о возможном бытии типа аристотелевско-схоластической метафизики (с понятиями субстанции и причины). Вольфианская теодицея основана на космологическом доказательстве (Бог — высший разум, оправдывающий порядок мира) и отклоняет онтологическое и телеологическое доказательства. "Оптимизм и рационализм соединились в концепции мира Вольфа; мир предстает как огромная машина, совершенствование которой следует искать во всеобщей гармоничной взаимозависимости частей. Механический детерминизм, который управляет миром, не исключает ни человеческой свободы, ни божественного вмешательства. Мир, в том, что касается его существования, случаен, Вольф с осторожностью допускает присутствие в космосе сверхъестественного и связанного с чудом, поскольку это всегда — наслоение на естественный порядок, установленный божественной мудростью" (Б. Бьянко). По мнению Вольфа, отношения между душой и телом регулируются заранее установленной гармонией, и здесь он также следует Лейбницу. Но в этико-политическом плане Вольф значительно расходится с Лейбницем, "как потому, что он подчеркивает независимость этических норм от любых теологических соображений, так и потому, что в политике и экономике он чувствует смену эпох и предвидит вмешательство государства в экономику и усиление власти" (М. Даль Пра).

Цель философии, для Вольфа, — человеческое счастье; а человеческое счастье и прогресс человечества неотделимы от познания, а последнее недостижимо без "философской свободы", т. е. невозможно без свободы мысли. "Стиль Вольфа не так изящен, как у французских философов, и не столь обстоятелен, как у здравомыслящих англичан, однако вклад Вольфа в культуру Просвещения значителен, особенно благодаря примененному им методу анализа, как рационального, так и эмпирического, наводящему порядок во всех областях знания" (М. Даль Пра). Вот как Вольф объясняет свою точку зрения: "В философском методе не следует применять термины без четкого определения и считать верным то, что не было убедительно доказано, в высказываниях нужно с одинаковым тщанием определять как субъект, так и предикат, с помощью которых объясняется то, что следует за ними".

Лит: Реале Д.,Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.
Разместил: Немецкий философ Дата: 24.03.2009 Прочитано: 10514
Распечатать

Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2

Дополнительно по данной категории

24.03.2009 - Философская атмосфера в Германии в конце XVIII века
24.03.2009 - Э. В. фон Чирнхауз: “ars inveniendi” как вера в разум
24.03.2009 - Европейский мир на исходе Нового времени
24.03.2009 - Самюэль Пуфевдорф: естественное право и проблема разума
24.03.2009 - Христиан Томазий: различие между правом и моралью

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы