Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Вечная жизнь - а вам нужна она?

Да
Нет
Не решил
Земная не нужна


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 988
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Философия обыденного языка (ordinary language)




3. Джордж Эдвард Мур (1873–1958)

Мур (1873–1958) развивает анализ в полемике с идеалистической философией, представленной в Англии прежде всего Брэдли. Мур выдвигает против нее т. н. неоспоримые положения ("truisms", трюизмы) здравого смысла ("common sense"). Будучи их основой, анализ служит прояснению неясных предпосылок и логической невразумительности философских теорий. В своих «Principia Ethica» Мур пытается прояснить применение понятия добро. Дэвид Юм считал переход от высказываний о бытии к высказываниям о должном недопустимой ошибкой. С точки зрения анализа Мур приходит к выводу, что понятие добра не поддается аналитическим усилиям, будучи простым, ни к чему другому не сводимым качеством. Поэтому оно постигается интуитивно на основе субъективного акта сознания. Все попытки определить добро его сведением к другим качествам ведут к натуралистическому ошибочному заключению.

Мур Джордж Эдвард (1873–1958) – англ. философ-идеалист, представитель неореализма. Критикуя субъективный идеализм, Мур противопоставил ему тезис: «Ощущение включает сознание и объект, независимый от сознания». Статус объекта, по М., неясен; его можно рассматривать и как физический объект, и как «чувственное данное», и лишь «здравый смысл» заставляет нас признать объективность внешнего мира. Согласно такой философии «здравого смысла», во вселенной существуют материальные объекты и акты сознания, связанные лишь с некоторыми из материальных тел. Вместе с тем «здравый смысл» не исключает возможности того, что мир по своей природе духовен, что существует божественный разум, акты этого разума и загробная жизнь. М. разрабатывал методы логического анализа. Его теория анализа оказала влияние на неопозитивизм («лингвистический анализ» Дж. Райла, А. Уисдома и др.). Этика М. основана на признании добра и зла неопределимыми понятиями. Этические положения раскрывают эмоции говорящего, возбуждают эмоции слушателя или в скрытом виде выражают повеления. Отсюда две линии в совр. позитивистской этике: эмотивизм и этика как «анализ этических высказываний». Осн. соч.: «Principia Ethica» (1903), «Философские исследования» (1922), «В защиту здравого смысла» (1925), «Некоторые главные проблемы философии» (1958).

4. А. Дж. Айер (1910–1989)

Айер (1910–1989), исходя из того, что этические и т. п. высказывания эмпирически неверифицируемы, делает вывод о том, что основоположения этики не подлежат анализу, поскольку «они суть всего лишь псевдопонятия. Их наличие ничего не добавляет к их фактическому содержанию». То же относится и к положениям религии и теологии.

Айер Альфред Дж. (1910–1989) – англ, философ, представитель неопозитивизма, проф. логики Оксфордского ун-та (с 1959). Получил известность, издав книгу «Язык, истина и логика» (1936), в к-рой выступил пропагандистом идей Венского кружка, в более поздних работах («Основания эмпирического познания», 1940; «Мышление и значение», 1947; «Проблема познания», 1956; и др.) А. несколько отходит от ортодоксальной формы логического позитивизма и испытывает сильное влияние лингвистической философии. В этих работах он пытается, с позитивистских же позиций, исследовать философскую проблематику (достоверность знания, отношение материальных объектов и «чувственных данных» и т. д.) путем анализа соответствующих понятий, перевода их в «логически ясную» терминологию.

5. Эмотивизм

Теория эмотивизма (представленная главным образом Ч.Л. Стивенсоном) считает, что такие слова, как "добро", вообще не являются именами какого-либо свойства. Моральные и религиозные высказывания интерпретируются лишь как проявления эмоций и поступков. Такие «предложения выражают установку говорящего и направлены на то, чтобы вызвать у слушающего сходную установку» (М.Дж. чарлзворс). Напр., высказывание "Бог – творец мира" в соответствии с этим рассматривается как "позитивная установка в отношении универсума".

6. P.M. Хэйр

В противовес этому P.M. Хэйр пытается построить что-то вроде логики императива. С этой целью он анализирует вызов (фрастик) – «то, что указывает на нечто», т.е. фактическое положение вещей, и невстик ("кивок согласия"). Это дает возможность характеризовать моральные высказывания в качестве прескриптивных ("предписывающих"), исходя из причин, действительных для всех аналогичных случаев (принцип универсализации).
Разместил: rat Дата: 24.03.2009 Прочитано: 7509
Распечатать

Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2

Дополнительно по данной категории

24.03.2009 - У истоков позитивизма (Сен-Симон)
24.03.2009 - Позитивизм в Англии
24.03.2009 - Индуктивистский позитивизм Джона Стюарта Милля
24.03.2009 - Эволюционный позитивизм Герберта Спенсера
24.03.2009 - Эмпириокритицизм как “вторая волна” позитивизма

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы