3. Джордж Эдвард Мур (1873–1958)
Мур (1873–1958) развивает анализ в полемике с идеалистической философией, представленной в Англии прежде всего Брэдли. Мур выдвигает против нее т. н. неоспоримые положения ("truisms", трюизмы) здравого смысла ("common sense"). Будучи их основой, анализ служит прояснению неясных предпосылок и логической невразумительности философских теорий. В своих «Principia Ethica» Мур пытается прояснить применение понятия добро. Дэвид Юм считал переход от высказываний о бытии к высказываниям о должном недопустимой ошибкой. С точки зрения анализа Мур приходит к выводу, что понятие добра не поддается аналитическим усилиям, будучи простым, ни к чему другому не сводимым качеством. Поэтому оно постигается интуитивно на основе субъективного акта сознания. Все попытки определить добро его сведением к другим качествам ведут к натуралистическому ошибочному заключению.
Мур Джордж Эдвард (1873–1958) – англ. философ-идеалист, представитель неореализма. Критикуя субъективный идеализм, Мур противопоставил ему тезис: «Ощущение включает сознание и объект, независимый от сознания». Статус объекта, по М., неясен; его можно рассматривать и как физический объект, и как «чувственное данное», и лишь «здравый смысл» заставляет нас признать объективность внешнего мира. Согласно такой философии «здравого смысла», во вселенной существуют материальные объекты и акты сознания, связанные лишь с некоторыми из материальных тел. Вместе с тем «здравый смысл» не исключает возможности того, что мир по своей природе духовен, что существует божественный разум, акты этого разума и загробная жизнь. М. разрабатывал методы логического анализа. Его теория анализа оказала влияние на неопозитивизм («лингвистический анализ» Дж. Райла, А. Уисдома и др.). Этика М. основана на признании добра и зла неопределимыми понятиями. Этические положения раскрывают эмоции говорящего, возбуждают эмоции слушателя или в скрытом виде выражают повеления. Отсюда две линии в совр. позитивистской этике: эмотивизм и этика как «анализ этических высказываний». Осн. соч.: «Principia Ethica» (1903), «Философские исследования» (1922), «В защиту здравого смысла» (1925), «Некоторые главные проблемы философии» (1958).
4. А. Дж. Айер (1910–1989)
Айер (1910–1989), исходя из того, что этические и т. п. высказывания эмпирически неверифицируемы, делает вывод о том, что основоположения этики не подлежат анализу, поскольку «они суть всего лишь псевдопонятия. Их наличие ничего не добавляет к их фактическому содержанию». То же относится и к положениям религии и теологии.
Айер Альфред Дж. (1910–1989) – англ, философ, представитель неопозитивизма, проф. логики Оксфордского ун-та (с 1959). Получил известность, издав книгу «Язык, истина и логика» (1936), в к-рой выступил пропагандистом идей Венского кружка, в более поздних работах («Основания эмпирического познания», 1940; «Мышление и значение», 1947; «Проблема познания», 1956; и др.) А. несколько отходит от ортодоксальной формы логического позитивизма и испытывает сильное влияние лингвистической философии. В этих работах он пытается, с позитивистских же позиций, исследовать философскую проблематику (достоверность знания, отношение материальных объектов и «чувственных данных» и т. д.) путем анализа соответствующих понятий, перевода их в «логически ясную» терминологию.
5. Эмотивизм
Теория эмотивизма (представленная главным образом Ч.Л. Стивенсоном) считает, что такие слова, как "добро", вообще не являются именами какого-либо свойства. Моральные и религиозные высказывания интерпретируются лишь как проявления эмоций и поступков. Такие «предложения выражают установку говорящего и направлены на то, чтобы вызвать у слушающего сходную установку» (М.Дж. чарлзворс). Напр., высказывание "Бог – творец мира" в соответствии с этим рассматривается как "позитивная установка в отношении универсума".
6. P.M. Хэйр
В противовес этому P.M. Хэйр пытается построить что-то вроде логики императива. С этой целью он анализирует вызов (фрастик) – «то, что указывает на нечто», т.е. фактическое положение вещей, и невстик ("кивок согласия"). Это дает возможность характеризовать моральные высказывания в качестве прескриптивных ("предписывающих"), исходя из причин, действительных для всех аналогичных случаев (принцип универсализации). |