Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Высшая ценность - это

Личные принципы
Бог, Высший разум
Сама жизнь
Другой вариант


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1004
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Неомарксизм

1. Ленинский этап развития исторического материализма
2. Западный марксизм
3. Собственно неомарксизм

Ленинский этап развития исторического материализма


1. Марксизм и Россия

По мнению Маркса, первые пролетарские революции должны были произойти в наиболее развитых капиталистических странах середины XIX века – Британии и Германии… Впоследствии уже названием своего первого памфлета «Что делать?» Ленин ясно намекнул, что он не желает больше терпеть теоретизирования старика-Маркса, которые, по его мнению, слишком много внимания уделяли пропаганде среди рабочего класса проекта идеального государства революционной сознательности.

Ленин скептически относился к идее стихийного роста классовой сознательности рабочих: «Мы говорили о невозможности социал-демократической сознательности среди рабочих в настоящее время. Эта сознательность может быть принесена им только извне. История всех стран показывает, что рабочий класс исключительно собственными усилиями способен развить только профсоюзное сознание...». Ленин верил, что революцию должны нести в массы интеллектуалы среднего класса. Он считал, что политическая сознательность, кроме неприятия эксплуатации, должна включать способность к организации радикальных действий. Ленин знал, что привести Россию к революции большевики могут только в случае радикальной модернизации марксистской доктрины.

Согласно учению ортодоксального марксизма, доказывавшего, что революция и коммунизм последуют за эпохами феодализма и капитализма, феодальная Россия в 1917 году не была еще готова к революции. Ленин не собирался ждать идеальных революционных условий в России, и его руководство партией большевиков основывалось на прагматизме. В соответствии с его верой в то, что революция будет взлелеяна интеллектуалами среднего класса, Ленин сформировал из большевиков авангардную партию – элитное формирование, занимавшееся разработкой истинных революционных ценностей и стратегических планов их осуществления.

Чем больше Ленин отталкивался от марксизма как от идеологии, тем важнее было ему показать для своей партии, что марксизм есть чистейшая наука, поскольку из этого следовало, что партия должна была заниматься развитием марксизма и его внедрением… Вопреки прозрачности такой политической авантюры впоследствии был создан миф о большой научности марксизма, поскольку будто бы его теория «осуществилась» в России (сама собой) как, скажем, осуществляется притяжение яблока к земле. Однако до сих пор миф о «победоносных социалистических революциях в ряде стран» является основой деятельности коммунистических и рабочих партий во всем мире.

2. Ленинский вклад в марксистскую этику

Такая перспектива индивидуального развития не имеет, естественно, ничего общего с философской моралистикой, ограничивающейся моральными призывами и утешениями, капелькой «целительного бальзама для бедной, бессильной души, погрязшей в убожестве окружающего». Марксистская философия не следует образцам ни философской, ни религиозной моралистики. Ее этическая позиция состоит в признании единства практического социального преобразования бесчеловечного мира и самопреобразования действующих, активных индивидов в универсально развитые, свободные личности. Одно подразумевает другое. Конечно, для людей, живущих в наличие данных условиях, в конкретной исторической ситуации, возможности преобразования и себя, и мира являются ограниченными. В философии Маркса нет иллюзий примирения с такой действительностью, приятия ее. Напротив, она исходит из ясного понимания ограниченности всякой наличной исторической ситуации, заключенных в ней потенций свободы и универсального развития индивидов.

В политико-экономических трудах (первые варианты «Капитала») Маркс указывает на реальную базу повышения степени свободы людей. Это уничтожение принудительного наемного труда и, следовательно, устранение в общеисторическом масштабе пролетариата, рост “свободного времени”. Это четкий философско-научный прогноз, основанный на объективных экономических и исторических исследованиях.

Преодолевая собственную природу со свойственными ей усреднениями и ограничениями, достигая понимания собственной всемирно-исторической освободительной миссии, пролетарий превращается в коммуниста, во «всеобщего представителя» во всех сферах деятельности. Это значит, что индивид, как коммунист, должен стать практическим воплотителем уничтожения всякой социальной ограниченности.

В работе Ленина «Задачи союзов молодежи» делается показательный вывод из положений диалектики. Поскольку нет ничего абсолютного и все относительно, то в первую очередь нет абсолютной нравственности. Об этом говорит Ленин прямым текстом: для коммуниста нет абсолютно вечных нравственных истин, для коммуниста нравственно то, что служит интересам диктатуры пролетариата. И этим все сказано: нравственности нет, нравственно то, что выгодно диктатуре пролетариата. А это что значит? Естественно, человек, знающий марксизм, знает и о роли партии в революции – партии с ее дисциплиной принципом демократического централизма. А это в свою очередь означает, что нравственно то, что выгодно товарищу Ленину. Т. е. коммунистическая нравственность – это на самом деле натуральная безнравственность.


Разместил: rat Дата: 24.03.2009 Прочитано: 9114
Распечатать

Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице

1 2 >>

Дополнительно по данной категории

24.03.2009 - Материалистические тенденции как реакция на идеализм. Вульгарный материализм
24.03.2009 - Естественнонаучные поводы к материализму
24.03.2009 - Карл Фохт (1817–1895)
24.03.2009 - Людвиг Бюхнер (Buchner) (29 сентября 1824, Дар-мштадт — 1 мая 1899, там же)
24.03.2009 - Молешотт (Moleschott) Якоб (1822–1893)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы