Марксизм
1. Накопление стоимости
Стоимость товара рассматривается им прежде всего как «концентрированное рабочее время». Стоимость у него – субстанция.
Сущность капитализма Маркс исследует в работе «Капитал». По мнению Маркса, товар интересует капиталиста не сам по себе, он заинтересован лишь в увеличении капитала (денег). Формула развитого капитализма: «деньги – товар – деньги (увеличенные)».
Источником прироста капитала маркс считает прибавочную стоимость: при производстве товара капиталист отдает производителю – рабочему – отнюдь не все, а оставляет часть средств себе. Капиталист "покупает" рабочую силу на свободном рынке. Рабочий не только отрабатывает рабочее время, необходимое для своего существования, но и в добавочное время создает неоплаченную прибавочную стоимость.
Деньги делают возможным накопление стоимости (а не как в обмене).
В «Капитале» Маркс утверждает, что буржуазная или капиталистическая система с необходимостью содержит в себе классовый антагонизм. Ведь меновой стоимостью является, так сказать, кристаллизованный труд. Иными словами, стоимость есть вложенный в нее труд. Но капиталист присваивает себе часть этой стоимости, выплачивая рабочему жалованье меньшее, чем стоимость произведенного товара. Он, таким образом, ущемляет и эксплуатирует рабочего. И эта эксплуатация может быть преодолена только упразднением капитализма. Маркс, разумеется, ссылается на тогдашние злоупотребления в экономической системе, к примеру на практику удерживания зарплат на максимально низком уровне. Но эксплуатацию нельзя понимать только в этом смысле. Ибо раз принимается так называемая трудовая теория стоимости, из нее с необходимостью следует, что капиталистическая система включает эксплуатацию или ущемление рабочего. И выплата высоких жалований не изменила бы этого факта.
2. Анализ функционирования капиталистического общества
Маркс понимает, что схема организации феодального общества была слишком сложна для того, чтобы ее можно было свести к одному простому классовому антагонизму, вроде того, что существует между помещиками и крепостными. Но в капиталистическом обществе, которому он, естественно, уделяет наибольшее внимание, мы можем заметить, доказывает Маркс, все большее упрощение. Ведь капитал имел тенденцию концентрироваться в руках немногих, в огромных синдикатах в большей или меньшей степени транснационального или всемирного характера. В то же время многие мелкие капиталисты, разорившись, попали в разряд пролетариата[24], который тоже постепенно приобретал интернациональный характер. Стало быть, мы имеем дело с 2-мя основными классами, эксплуататорами и эксплуатируемыми. Термин “эксплуатация”, разумеется, подразумевает необходимость многочасового труда за нищенское жалованье. Но хотя Маркс и в самом деле обличает злоупотребления ранних этапов индустриальной революции, главный смысл этого термина для него технический, а не эмоциональный. Согласно учению, изложенному в «Капитале», стоимость товара в целом есть, так сказать, кристаллизованный труд, его субстанция; она есть следствие труда, затраченного на его производство. Поэтому система жалованья связана с необходимостью эксплуатации, независимо от величины выплаченного жалованья. Ведь капиталист в любом случае обворовывает рабочего. Тот факт, что данный капиталист – гуманный человек, который изо всех сил старается увеличить жалованье и улучшить условия труда, не меняет базовой ситуации, представляющей собой необходимый антагонизм этих двух классов.
3. «Капитал» и общество отчужденного человека
|