Элемент правды в упомянутом новейшем воззрении [Бергсон и др.] заключается не в его радикально-революционирующем утверждении безусловного примата "становления", "динамизма", "времени" над законченно-неподвижным бытием и не в том, что оно "впервые открыло время" (сущность времени была открыта Плотином не менее глубоко и полно, чем, например, Бергсоном); в этом отношении это новейшее "открытие" есть лишь выражение того, что современный человек утратил восприимчивость к онтологической значимости вечного и завершенного, будучи сам целиком пленен моментом чистого становления, процессом "делания". Верно в этом воззрении только одно: понятия актуальности и потенциальности, законченно-готового и становящегося не могут быть в отношении реальности так резко противопоставлены друг другу, так взаимно обособлены и находиться в таком отношении подчинения второго первому, как это пыталась делать античная мысль (да и то только в крайней, логически наиболее прямолинейной своей тенденции, ибо уже в позднейших творениях Платона заметна противоположная тенденция, вполне отчетливо выраженная у Плотина)».
*7. Книга «Творческая эволюция»
«ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ» ("L évolution créatrice", 1907) – работа Бергсона. Книга состоит из Введения и 4-х глав. По мысли Бергсона, мысль о длительности порождает идею эволюции, мысль о рассудке – идею жизни. Противопоставляя собственные рассуждения известной максиме Декарта («Я мыслю, следовательно, существую»), Бергсон трактует разум как продукт жизни.
Отрицая радикальный механицизм и финальность предшествующей философской традиции, Бергсон постулирует: «Теория жизни, которая не сопровождается критикой познания, вынуждена принимать такими, какие они есть, концепции, предоставляемые рассудком в ее распоряжение: она может лишь свободно или силой заключать факты в заданные рамки, которые она рассматривает как окончательные. Таким образом, теория жизни достигает удобного или даже необходимого для позитивной науки символизма, но отнюдь не прямого видения самого объекта. С другой стороны, теория познания, которая не включает разум в общую эволюцию жизни, не научит нас ни тому, как рамки познания образованы, ни тому, как мы можем их расширить или выйти за их пределы». Бергсон полагал эти 2 задачи неразрывно связанными.
Изложение 1-й главы, посвященной «эволюции жизни, механицизму и финальности», Бергсон начинает с "примерки" на эволюционное движение «двух готовых платьев», которыми располагает наше понимание – «механицизм и финальность». По Бергсону, оба они не подходят, но «одно из двух можно перекроить, перешить, и в этом новом виде оно может подойти лучше, чем другое». Согласно Бергсону, «длительность – это постоянное развитие прошлого, которое разъедает будущее и набухает, двигаясь вперед. А раз прошлое непрерывно увеличивается, оно также и бесконечно сохраняется...». По схеме Бергсона, «...прошлое сохраняется само по себе, автоматически. В каждый данный момент оно следует за нами все целиком: все, что мы чувствовали, думали, хотели с самого раннего детства, находится здесь, спроецировано на настоящее и, соединяясь с ним, давит на дверь сознания, которое всячески восстает против этого». Человек, с точки зрения Бергсона, мыслит лишь незначительным фрагментом прошлого, но – напротив – желаем, действуем всем прошлым в целом. Эволюция сознания обусловлена именно динамизмом прошлого: «существование заключается в изменении, изменение – в созревании, созревание – в бесконечном созидании самого себя». "Длительность" Бергсон усматривает и в "неорганизованных" телах. Он пишет: «Вселенная длится. Чем больше мы будем углубляться в природу времени, тем больше будем понимать, что длительность обозначает изобретение, создание форм, постоянную разработку абсолютно нового. Системы в рамках науки длятся лишь потому, что они неразрывно связаны с остальной вселенной. Они тоже развиваются». Затем Бергсон рассматривает "организованные" тела, которые прежде всего характеризуются "индивидуальностью". Индивидуальность, по Бергсону, предполагает бесконечность степеней. Нигде, даже у человека, она не реализуется полностью. Но это характеристика жизни. Жизнь никогда не является реализованной, она всегда на пути к реализации. Она стремится организовать закрытые от природы системы, даже если воспроизводство идет путем уничтожения части индивидуума, чтобы придать ей новую индивидуальность. Но живое существо характеризуется также и старением: «На всем протяжении лестницы живых существ сверху донизу, если я перехожу от более дифференцированных к менее дифференцированным, от многоклеточного организма человека к одноклеточному организму, я обнаруживаю: в этой же самой клетке – тот же процесс старения». Везде, где что-то живет, существует "лента", куда записывается время. На уровне личности старение вызывает деградацию, потерю (клеток), но одновременно и аккумуляцию (истории).
|