Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Ваше отношение к Науке:

В целом положительное
Роль науки завышена
Категорически отрицательное


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 614
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Дильтей: Эволюция взглядов Дильтея

1. Кантианское начало
2. К философии жизни
3. Исходить из данностей жизни
5. К проблеме истолкования
6. Универсальность герменевтики

1. Кантианское начало

Философские взгляды Дильтея формировались под влиянием традиций немецкого романтизма и философии Канта, принципы которых он пытался апплицировать (расширить) на область общеисторического знания.

Дильтей поначалу исходил из веры в то, что философские открытия Канта, сделанные им для естественных наук, могут и должны быть теперь повторены применительно к другой, гуманитарной области знания. В этом смысле Дильтей и говорит: «Мне кажется, что основная проблема философии заложена на все времена Кантом» и «Мы должны продолжать дело трансцедентальной философии».

2. К философии жизни

Однако в процессе работы Дильтею становилось ясно, что решить эту задачу по аналогии с методом, предложенным в кантовской «Критике», невозможно. Необходимо вновь обратиться к самим основам философии с тем, чтобы теоретико-познавательную постановку вопроса расширить до анализа человека и человеческого мира в целом. Следует изменить перспективу: вместо человека как познающего субъекта, вместо разума исходным должен стать человек как он есть, “целостный человек”, “тотальность человеческой природы”, “полнота жизни”. Здесь Дильтей, казалось бы, резко расходится с Кантом. Уже на первых страницах предисловия к «Введению в науки о духе» (1883) это расхождение выражено со всей отчетливостью. Дильтей писал: «В жилах познающего субъекта, сконструированного Локком, Юмом и Кантом, течет не настоящая кровь, а разжиженный сок разума как чистой мыслительной деятельности. Меня же психологическое и историческое изучение человека вело к тому, чтобы положить его – во всем многообразии его сил, как желающее, чувствующее, представляющее существо – в основу объяснения познания». Познавательное отношение, согласно Дильтею, уже изначального жизненного отношения, в которое первое оказывается включенным. Это приводит к «“снятию” Я как субъекта мысли», ибо, как поясняет Дильтей, «эта отнесенность [к действительности], не есть представление, как ее выражает отношение субъекта к объекту, но вся жизнь целиком».

Однако Дильтей изо всех сил опасается противопоставлять свой замысел философии Канта: он предпочитает считать себя продолжателем трансцендентализма. Но место чисто познавательного субъекта у Дильтея теперь занимает жизнь во всей полноте ее творческих потенций. Поэтому философию Дильтея по праву называют “философией жизни”.

3. Исходить из данностей жизни

Под “философией жизни”, Дильтей понимает «определенные переходные ступени между философией и религиозностью, литературой и поэзией», более свободные формы философии, близкие к жизненным потребностям человека. К мыслителям, представляющим такой стиль философствования, Дильтей относит Марка Аврелия, Монтеня, Эмерсона, Ницше, Толстого.

Но “философия жизни” в дильтеевском понимании не означает более некую философию о жизни как о наиболее близко ее касающемся предмете. Новый принцип методической строгости Дильтей видит в том, что философствование должно исходить из жизни: «Главный импульс моей философской мысли – желание понять жизнь из нее самой». Решение вопроса о том, что должно быть исходной отправной точкой мышления, источником живого, целостного опыта, диктует и сам принцип философствования: отказ от всех внешних по отношению к жизни – “трансцендентных” положений, опору только на то, что “дано” самой жизнью.
4. К пониманию жизни

Нацеленность на понимание жизни отличает Дильтея от всех поэтически-свободных зарисовок так называемых “жизненных философий” выделяемых им (от Аврелия до Толстого) мыслителей, равно как и от иррационалистических течений философии жизни, в которых первенство в постижении жизни отводилось интуиции, инстинкту.

Еще более точно специфику дильтеевской философии определяет то, что это исторически ориентированная философия жизни: «Что есть человек, может сказать ему только его история». Понятия “жизнь” и “историческая действительность” часто используются Дильтеем как равнозначные, поскольку историческая реальность сама понимается как “живая”, наделенная живительной исторической силой: «Жизнь .... по своему материалу составляет одно с историей. История – всего лишь жизнь, рассматриваемая с точки зрения целостного человечества ...». Аналогичным образом, в одном и том же смысле употребляются Дильтеем понятия “категории жизни” и “категории истории”.

5. К проблеме истолкования

В связи с постановкой проблемы понимания жизни Дильтей необходимым образом столкнулся с вопросом о том, как вообще возможно «научное познание единичных личностей» и каковы средства его достижения.

Разместил: Немецкий философ Дата: 26.03.2009 Прочитано: 13295
Распечатать

Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице

1 2 >>

Дополнительно по данной категории

26.03.2009 - Дильтей: Биография
26.03.2009 - Дильтей: Обоснование наук о духе
26.03.2009 - Дильтей: Историчность человеческого мира
26.03.2009 - Дильтей: Познание как переживание
26.03.2009 - Дильтей: Проблемное поле исследований и методология “описательной психологии”

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы