Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Нужно ли преподавать в ВУЗах дисциплину "Философия"?

Да
Нет
Не определился (-ась)


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1420
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Рационализм Декарта



Когда Декарт, став на эту точку зрения, приступил к построению положительной части своей философии, т.е. прежде всего физики (<a href="/metafisica.html">метафизики</a>), то оказалось, что его бог во многом обманул его. Ряд блестящих мыслей и гипотез его могучего ума потонул в массе ошибочных, явно несогласных с действительностью, выводов из заведомо ложных основных положений его чистого разума, несогласных с опытом. Поэтому он не понял надлежащим образом учение Коперника, впал в противоречие с точно установленными законами Кеплера движения планет; отрицая действие силы тяжести, он не мог объяснить открытые Галилеем законы падения и движения тяжелых тел и даже исказил его динамическое учение.

Некоторые думают, впрочем, что он сделал это из страха перед церковью (Куно Фишер), но это неосновательно.

Три основных закона его натуральной философии настолько неопределенны и неудовлетворительны, что из них нельзя сделать никаких выводов, согласных с действительностью.

Употребляя слово сила, он в то же время отрицал понятие силы, не знал, в чем заключается ее существенное действие, он не имел понятия о законе независимости действия сил, он утверждал, что два тела, движущиеся навстречу друг друга с одинаковой силой, столкнувшись, приведут друг друга в покой.
В последнем утверждении нет определенного содержания; так остается совершенно необъяснимым, что значит движение с равной силой, а если дать этому термину соответствующее толкование, то получится в исходной аксиоме явное отрицание закона сохранения энергии.

Он хотел вывести всю механику и физику из единственного свойства тел: их протяженности, и, естественно, должен был потерпеть полную неудачу.

На примере Декарта отчетливо видно, насколько прав был Ф. Бэкон, когда предостерегал от попыток вывести всю мудрость из одного разума, не спрашивая природу, т.е. пренебрегая опытом.
Гейне ("Французские письма") и некоторые другие авторы проводят мысль, что рационализм или, как иначе называют, спиритуализм явился как бы осуществлением идей чистого христианства, неискаженного учениями католической церкви, что чистое религиозное чувство, возвышающее дух над плотью, привело к преклонению перед чистым разумом, к убеждению в превосходстве духа над материей, к тому дуализму, который решительно отделяет дух от материи, как две исключающие друг друга субстанции, не могущие иметь никакого взаимодействия между собою.

С этим мнением вполне нельзя согласиться. Здесь надо различать два различных принципа философии Декарта. Первый - познание истины истекает единственно из врожденных идей чистого разума. И второй - что дух, частью которого является разум, есть самобытная субстанция, а материя - вещественный мир - есть другая субстанция особого рода, так что между этими двумя субстанциями нет, и не может быть никакого посредства, никакой связи; они как бы исключают друг друга. Но факт воздействия духа на тело и наоборот не подлежит сомнению; этот факт является творением всесовершенного и всемогущего бога, соединяющего несоединимое.

Это второе положение картезианской (декартовой) философии есть несомненно перифраз идей чистого христианства, но первое, признавшее источником всякого знания исключительно чистый разум, возникло и оформилось именно под влиянием того увлечения, которое охватило умы философов при виде необычайных успехов математики, которые почитались исключительно продуктами чистого разума. Недаром рационализм был создан и в первом своем принципе поддерживался именно величайшими математиками мира, как Ренэ Декарт и Готфрид Вильгельм Лейбниц.

Разместил: matematik Дата: 13.05.2010 Прочитано: 31153
Распечатать

Всего 1 на 3 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 >>

Дополнительно по данной категории

24.03.2009 - Декарт. Учение о бытии: субстанции, атрибуты и модусы
24.03.2009 - Декарт. Жизнь и творчество
24.03.2009 - Декарт. Единство картезианства
24.03.2009 - Декарт. Познание: цели и метод достижения истины
24.03.2009 - Декарт. Опыт крушения культуры

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы