Эта способность человеческого ума постигать первоосновы бытия, вырваться за пределы непосредственного ощущения не может, по мнению Кампанеллы, быть объяснена одними свойствами материального <жизненного духа>. Высшее познание, интуиция, есть функция другой, вложенной в человека богом бессмертной души. Мысль о существовании в человеке наряду с роднящим его со всей природой <телесным жизненным духом> высшего разума - бессмертной души, выделяющей его из ряда природных явлений и из животного мира, - не есть принадлежность лишь поздней <Метафизики>, <Богословия> и <Побежденного атеизма>. Она прозвучала еще в ранней <Философии, доказанной ощущениями>, была обоснована в книге <О способности вещей к ощущению> и в <Великом итоге>.
Бесконечная способность человеческого разума, благодаря которой он в своем стремлении к познанию возвышается над Солнцем и стремится за пределы небесного свода, бесконечность стремлений человека (<Александр жаловался, что не может завоевать бесчисленные миры Демокрита>, - писал Кампанелла и добавлял: <Подобное желание есть у нас у всех!> (24, стр. 121)) не может быть выведена, говорит Кампанелла, из свойств жизненного духа, общего человеку и животным.
Это обоснование особой, высшей природы человеческого разума связано у Кампанеллы со стремлением раскрыть качественное различие человека и окружающей его природы. Натурфилософия Кампанеллы вынуждена была обратиться к теологическому объяснению особого положения человека в мире. Но чрезвычайно характерна та аргументация, которую приводит калабрийский мыслитель в доказательство божественности и достоинства человека.
<Родившись голым, человек побеждает животных... - писал Кампанелла в книге <О способности вещей к ощущению>, - он плавает в море и летает по воздуху, как Дедал, и пересекает землю сам и используя силу животных... и покоряет гордые валы и ветры, как владыка морей, и подчиняет себе все металлы, употребляя их для своей пользы, из деревьев он сооружает корабли и дома, делает стулья и лари, добывает огонь, употребляет в пищу их плоды, а их листья и цветы использует для изготовления лекарств. . . > Человек способен делать все то, что животные, но превосходит их. <Ни одно животное, даже обладая рукой, как обезьяна или медведь, не умеет пользоваться огнем, не смея дотронуться до него, и не может получить его от Солнца или извлечь его из камней>. Человек же не только пользуется огнем, но и изобрел артиллерийские орудия. <Искусство огня свойственно только человеку, так же как и искусство письма, и умение заставить письмо говорить, а часы показывать время, и пользование компасом - все это открытия человеческого духа> (24, стр. 121 - 124).
<Из создания наук, как практических, так и созерцательных, - писал Кампанелла в трактате <О человеке>, - очевидно, что человеческая душа иного рода, нежели душа животных... И небесные тела, и строение мира, и равноденствия, и солнцестояния, и будущие затмения и противостояние звезд и их воздействия животные не познают так, как человек... И где бог что-нибудь изменит в небе, человек тотчас это замечает и составляет новые таблицы движений, как если бы он был соперником бога. В этом соперничестве он создает гром с помощью артиллерийских Орудий, выражает в книгах свои взгляды, подобно тому как бог выражает в мире свои идеи, создает законы, как некий творец природы, побеждает моря и ветры, с помощью искусства использует все элементы, плавает с рыбами, летает с птицами, подчиняет себе сильнейших животных, используя их силу для путешествий и военных действий, употребляет в своих целях их мясо, кожу и шерсть, использует металлы, травы и камни, как если бы они были созданы для него, и ночь превращает в день, создавая светильники, подобные маленьким солнцам.
Я не говорю уж об удивительном искусстве приготовления пищи, о жарениях и приправах, об изготовлении одежды, в чем человек побеждает природу> (43, стр. 46).
Кампанелла прославляет человека как царя и властелина природы, достойного соперника самого бога. Отличительной чертой человека оказывается создание цивилизации.
Человек выше животных не только тем, что покоряет природу, но и тем, что создает государства и законы, науки и религии, сооружает города и храмы. Человек, пишет Кампанелла в <Побежденном атеизме>, <покоряет, понимает, видит весь мир и правит им, как если бы он был самим богом низшего мира> (12, стр. 59). Человек <кажется как бы вторым творцом мира>, говорит он в трактате <О человеке> (43, стр. 46). Полемизируя со средневековыми представлениями о суетности мира и человеческом ничтожестве, Кампанелла, продолжая великую гуманистическую традицию, заключает свой гимн человеку гордыми словами: <Следовательно, человек не червь, но распорядитель и наместник Первой причины, зиждительницы всех вещей> (24, стр. 125).
Так доказательство божественного происхождения человека и бессмертия души оборачивается в философии Кампанеллы апологией человеческой цивилизации, выделяющей человека из мира природы. В связи с этим и способность человека к религиозному культу, к почитанию бога связана у Кампанеллы со стремлением выделить человека из царства природы и обосновать вместе с тем глубокую связь человеческого сознания с богом - творцом мира.
Если главным отличием человека от животных является его способность к познанию и к творческой деятельности, к превращению его как бы в земного бога, то именно на расширение знаний о мире, на осуществление все большей власти над миром должна быть направлена вся деятельность человеческого ума. Поэтому божественность человека выражается для Кампанеллы не в пассивном созерцании, не в мыслях о загробном блаженстве, а в творчестве.
Развитие и расширение знаний о мире, усовершенствование и обновление наук такова главная задача человеческого знания.
А для осуществления этой задачи необходимо устранить с пути разума все препятствия, ограничивающие свободу научного исследования природы.
|