Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Как вы оцениваете свои философские знания?

Общие знания
Профессиональный философ
Кухонный философ
Ничего не знаю, первый раз тут


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 916
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Диалектика Сократа



4. Найти правду

Сократова вера в "закон" – в высшую разумную форму всех "дел человеческих" есть руководящий принцип всех его исканий. Если его философия не стоит в непосредственной связи с физикой его предшественников, которые искали такой "нормы" во внешней природе, то она всё же имеет глубокую связь с исконным нравственным поиском греков и возводит его на новую, высшую ступень. Для того чтобы жить разумно и праведно, надо прежде всего "познать законное относительно богов и людей", познать норму должного.

Чтобы правильно поступать, правильно жить, нужно прежде всего знать правду, знать добро, знать истинное благо человека. Но чтобы знать что бы то ни было, нужно уметь отличать истину от лжи, истинное знание от ложного или мнимого. В своих поисках за мудростью обращался и к практическим деятелям, и к художникам, и к поэтам, и к ремесленникам, и к философам, но ни у кого не находил самого понятия о том, что такое знание, откуда и вытекали все их заблуждения.

Внешним признаком заблуждения предшествовавшей философии являлись Сократу коренные, неразрешимые противоречия ее отдельных учений – философии единства и множества, философии вечных движений, вечного генезиса и философии единого, неподвижного, неизменного бытия. Говоря об абсолютном и вечном, о первопричинах бытия, философы постоянно противоречат друг другу относительно того же самого предмета – природы вещей. А это происходит прежде всего от того, что, пускаясь в умозрение, они не отдают себе отчета в том, что такое человеческое знание. Каждый из них исходит из рассмотрения какого-либо отвлеченного начала, какой-либо одной стороны вещей, полагая, что обладает абсолютной истиной.

Но для Сократа совершенная истина есть идеал, доступный только Богу. Принципом абсолютного и универсального познания может быть только божественный Разум.

Что же может знать человек в таком случае? "Дела божественные" ему недоступны; но "дела человеческие" – то, что зависит от него самого, от его сознательной воли, от его разума – вот что может быть понято им. В области "дел человеческих" наш разум "имманентен" (как сказал бы Кант); в области "дел божеских", или учения о природе вещей, он "трансцендентен", т. е. выходит за свои естественные границы.

Опосредуемый языком-логосом анализ сознания, как содержащего в себе оба эти слоя – это и есть, в сущности, диалектика Сократа.

2. Учение Сократа о знании и понятиях


1. Истинное знание – в правильно образованных понятиях

Истинное знание, считал Сократ, заключается в правильно образованных понятиях, которые имеют объективное значение, а не только субъективное, пригодное лишь для данного места и времени. Главный признак истины – ее общегодность, вытекающая из универсальных логических законов разума.

Настоящее знание есть прежде всего понимание, постижение. Исследуя природу человеческого знания, Сократ нашел, что оно осуществляется посредством понятий; истинное понятие есть норма знания. Метод образования понятий есть путь к истинному знанию.

«После того, – говорит Сократ [у Платона], – как я отказался от исследования бытия, я решил быть осторожнее, чтобы меня не постигла участь тех, кто наблюдает и исследует солнечное затмение. Иные из них губят себе глаза, если смотрят прямо на Солнце, а не на его образ в воде или еще в чем-нибудь подобном, – вот и я думал со страхом, как бы мне совершенно не ослепнуть душою, рассматривая вещи глазами и пытаясь коснуться их при помощи того или иного из чувств. Я решил, что надо прибегнуть к отвлеченным понятиям и в них рассматривать истину бытия, хотя уподобление, которым я при этом пользуюсь, в чем-то, пожалуй, и ущербно. Правда, я не очень согласен, что тот, кто рассматривает бытие в понятиях, лучше видит его в уподоблении, чем если рассматривать его в осуществлении. Как бы там ни было, именно этим путем двинулся я вперед, каждый раз полагая в основу понятие, которое считал самым надежным; и то, что, как мне кажется, согласуется с этим понятием, я принимаю за истинное – идет ли речь о причине или о чем бы то ни было ином, – а что не согласно с ним, то считаю неистинным. … [Я полагаю] в основу, что существует прекрасное само по себе, и благое, и великое, и все прочее.». (Платон, «Федон»).

Итак, наши понятия, по самой своей логической форме, всеобщи, универсальны: каждое из них, будучи единым, сказывается в неопределенном множестве вещей (напр., понятия – человек, животное, добродетель и т.д.), которые оно обнимает. Поэтому мы можем составить себе правильное понятие лишь о том, что обнимается нашим разумом, т. е. о "делах человеческих". Поэтому оставив в стороне "всю природу", Сократ погрузился всецело в область этическую, "так как в ней именно он искал всеобщего (всеобщих начал или понятий) и первый направил свою мысль на общие определения" (Аристотель). Посредством понятий познаются не внешние индивидуальные вещи, а общие нормы человеческих отношений.

Разместил: Древнегреческий философ Дата: 21.03.2009 Прочитано: 33431
Распечатать

Всего 1 на 4 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 >>

Дополнительно по данной категории

21.03.2009 - Сократ. Биография
21.03.2009 - Сократовский характер
21.03.2009 - Сократ. «Познай самого себя»
21.03.2009 - Сократ. Добродетель — это знание
21.03.2009 - Сократ. Полис и законы

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы