Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Хорошо сформулированный вопрос - половина ответа?

Да, это кратчайший путь к ответу
Это повод задуматься
Это повод не думать
Это выраженное намерение


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 679
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Прокл (Proklos) Диадох (8 февраля 412, Константинополь — 17 апреля 485, Афины)

Греческий философ-неоплатоник

О жизни его известно из биографии, написанной eго учеником Марином («Прокл, или О счастье»), а также из фрагментов «Жизни Исидора» Дамаския Учился у грамматиста в родном городе его родителей, Ксанфе Ликийском, риторике и римскому праву — в Александрии, но после путешествия в Константинополь решил посвятить себя философии. Вернувшись в Александрию, Прокл занимается философией Аристотеля и математикой, а затем в конце 430 или в начале 431, в возрасте 19 лет, отправляется в Афины Здесь он обращается к Сириану, преподававшему платоновскую философию, который сводит его с Плутархом, официальным главой Академии Прокл читает с Плутархом «О душе» Аристотеля и «Федона» Платона После смерти Плутарха под руководством Сириана читает Аристотеля, Платона и намеревается прослушать курс по «Халдейским оракулам». Однако в 437 Сириан умирает, и Прокл замещает его в качестве главы Платоновской Академии Как наследник Плутарха и Сириана, оставивших приличное состояние, Прокл и руководимая им школа были материально независимы. Будучи практикующим язычником (по свидетельству Марина, Прокл говорил, что философ должен быть «иереем целого мира», — см.. Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов М , 1979, с 485), Прокл проявлял лояльность по отношению к городским властям, в т. ч к христианам. Однако однажды из-за угрозы преследования со стороны христиан ему пришлось покинуть Афины и провести год в Лидии О к. 482 практически перестает писать и преподавать. Через три года он умирает, оставив своим преемником Марина. Сочинения Прокла тесно связаны с его преподавательской деятельностью Он составил введение к философии Аристотеля, комментарии к «Введению» Порфирия и к логическим сочинениям Аристотеля («Категории», «Герменевтика», «AНАлитики»), ко всем 12 диалогам Платона (см. Афинская школа), входившим в принятый, начиная с Ямвлиха, школьный курс платоновской экзегезы, из них дошли целиком или частично комментарии к «Алкивиаду», «Кратилу», «Государству», «Тимею» и «Пармениду». Для школьного обихода Прокл написал толкования отдельных мест из Гомера и Гесиода, а также «Орфическую теологию», «Согласие между Орфеем, Пифагором и халдейскими оракулами» и наставление по аллегорическому толкованию мифов «О мифических символах» Он составил комментарий к Плотину, а также начальное руководство к платоновской философии Ряд небольших, иногдаполемических трактатов Прокла посвящен отдельным проблемам — промыслу, року, существованию зла и т п. Сводку основных понятий, правил и методов физики (собственно, аристотелевского учения о движении) и неоплатонической метафизики представляют собой «Начала физики» и «Начала теологии» (рус пер Первоосновы теологии, 1972). Систематический характер носит «Теология Платона». Иерархия универсума строится у Прокла по схеме платоновского «Парменида» сверхсущее Единое, оно же благо и бог, далее сверхсущие единицы-боги (предложенное Сирианом, принятое и развитое Проклом толкование второй гипотезы
«Парменида», позволяющее поместить на высшей ступени универсума наряду с единым богом множество языческих богов), которым причастны сущие боги, или умы, последние представляют собой умопостигаемых богов, или бытие, понимаемое на основе платоновского «Филеба» (23 с—d) как единство моментов предела, беспредельности и их соединения Бытию и умопостигаемым богам противопоставлены ум (нус) в собственном смысле слова и мыслящие боги, которые связаны с умопостигаемыми через умопостигаемо-мыслящих богов С мыслящими богами-умами связаны надкосмические боги и мыслящие души Следующая ступень — внугрикосмические боги, универсальные души, демонические «просто души» ангелы, демоны в собственном смысле и герои Еще ниже — «частичные души», одушевляющие тела, к ним принадлежит и душа человека Ниже всего — неодушевленные тела.
В эту расчлененную иерархическую структуру Прокл включает традиционных греческих богов, распределяя их по триадам и разделяя на трансцендентных и космических Между телами и душой посредствует «природа», бестелесная, но неотделимая от тел бессознательная сила, тождественная с силой рока Материя, не будучи ни злом, ни благом, необходимо появляется в процессе ослабления первоначала и происходит от высших начал Наряду с иерархией бытия Прокл строит иерархию наук физика и этика, математика, философия — таков ряд наук, соответствующий теоретическим добродетелям, которые свидетельствуют о приобщении человека к сфере ума извне Выше них стоят добродетели парадигматические и гиератические, характеризующие более высокий тип жизни, чем научное познание парадигматические - слияние человека со сферой ума, гиератические — выход за пределы ума к единому Всякий высший тип знания возможен только благодаря божественному озарению, если любовь (эрос) связывает с божественной красотой, истина открывает божественную мудрость, то вера соединяет с благостью богов. Философия Прокла — наиболее подробный вариант школьного платонизма — оказала громадное влияние на всю средневековую философию (отчасти через посредство Псевдо-Дионисия Ареопагита) — на европейскую, византийскую, арабскую философию, а также на философию Возрождения (Николай Кузанский, Пико делла Мирандола и др).
Соч. (тексты, переводы и комментарии): In Platonis Rempublicam
commentarn, ed W Kroll, t 1-2 Lpz , 1899-1901, Proclus, Commentaire sur la «Republique», trad et notes par A J Festugiere avec le concours de A Ph Segonds, vol 1—3 P, 1970, In Platonis Timaeum Commentana, ed E Diehl, t 1—3 Lpz , 1903—1906, Commentaire sur la «Timee», trad et notes par A J Festugiere avec le concours de Ch Mugler et de A Ph Segonds, vol 1—5 P, 1966—68, Commentary on the first Alcibiades of Plato, ed by L G Westerink Amst, 1954, Sur le «Premier Alcibiade» de Platon, texte et et trad par A Segonds, vol 1-2 P, 1985—1986, Procli Diadochi Lycii, Elementatio physica, rec A Ritzenfeld Lpz , 1912, Tria opuscula, ed H Boese В , 1960, Trois etudes sur la Providence, texte et et trad par D Isaac, vol 1—3 P, 1977-1982 Commentarius in Platonis Parmenidem, hrsg v V Cousin Hildesheim, 1961, Commentaire sur le «Parmenides» de Platon, trad de Guillaumede Moerbeke, edition critique par С Steel, vol 1—2 Leuven, 1983-1985, Commentary on Plato's «Parmenide», transl by G R Morrow, with introd and notes by J M Dillon Princeton, 1987, Scholia vetera in Hesiodi «Opera et dies», ed A Pertusi, Mil, 1955, Proch Diadochi, In primum Euchdis «Elementorum» librum commentarii, ed G Fnedlein Lpz, 1873 frepr Hildesheim, 1967], A Commentary on the first Book of Euclid s «Elements», with mtrod and notes by R G Morrow Princeton 1970, Hymnes et Pneres, texte grec et trad de H D Saffrey P, 1994, Anawati G С Un fragment perdu du «Aeternitate mundi» de Proclus -
Melanges de Philos giecque offerts a Monseigneur A Dies P, 1956, p 21—25, Procli Dmdochi, Hypotyposes astronomicarum positionum, ed С Mamtius Lpz , 1909 Aujac G Une source de la pensee scientifique de Proclus Geminos de Rhodes — «Diotima», 1976, 4, p 47—52, Westermk L G Exzerpte aus Proklos' «Enneaden»-kommenta bei Psellus — «Byzantinische Zeitschnft», 1959, 52, S 1—10 Рус. пер. Комментарии к первой книге «Начал» Евклида Введение, ред. греч текста, пер и комм Ю А Шичалина М , 1994, Элементы физики, пер С В Месяц — В сб. Философия природы в античности и средние века,ч 2 М, 1999, с 204-232.
Лит: Rosan I J The philosophy of Proclus N Y, 1949, Beierwaltes W Proklos Grundzuge seiner Metaphysik Fr/M , 1965, Trouillard J L'un et l'ame selon Proclos P, 1972, Gersh S E. Kinesis akine os A study of spiritual Motion in the Philosophy of Proclus Leiden, 1973, Mariano G. Proclo di Atene L'ultima voce speculativa del genio elltenico Napoli, 1974 Proclus et son influence Actes du Colloque de Neuchatel |juin 1985], ed par G Boss et G. Seel, avec une introd de F Brunner Z , 1987, Proclus, Lecteur et interprete des Anciens, Actes du Colloque international du CNRS [Pans 2—4 octobre 1985], publie par J Pepm et H D Saffrey P, 1987, On Proclus and his Influence in Medieval Philosophy, ed by E P Bos and P A Meier Leiden, 1992, Scotti Muth N. Proclo negli ultimi quarant'anni Termi metafisici e problei n del pensiero antico — «Studi e testi» 27, Mil, 1993. См также лит. к ст. «Начала теологии» и «Теология Платона».
Ю А Шичалин
Разместил: rat Дата: 22.03.2009 Прочитано: 6956
Распечатать

Дополнительно по данной категории

22.03.2009 - Неоплатонизм
22.03.2009 - Предпосылки неоплатонизма
22.03.2009 - Явление неоплатонизма
22.03.2009 - Неоплатонизм как антитеза христианству
22.03.2009 - Порфирий (232–301)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы