Интенция | Все о философии Бесплатные тесты онлайн
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Есть ли что-то, над чем нельзя смеяться?

Есть
Нет
Не решил


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 464
Комментарии: 0
Спонсоры

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Стоицизм

Стоицизм


Стоицизм — философское течение, возникшее в конце IV в. до н. э. История его делится на три основных периода — древняя Стоя — III — II вв. до н. э. (основатель Стой — Зенон из Китиона. Завершил древний стоицизм Хрисипп); средняя Стоя — II — I вв. до н. э. (Боэт, Панеций, Посидоний); новая Стоя — I — II вв. н. э. (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий).

Древняя Стоя разрабатывала физику, этику, логику; в ее учениях немало материалистических тенденций. Средняя и новая Стоя сосредоточивала свое внимание преимущественно на проблемах нравственности, проявляя гораздо меньший интерес к вопросам физики и логики (теории познания).

Как и в философских учениях других античных мыслителей, диалектика стоиков выступает в двух видах: во-первых, это одна из составных частей стоической философии, которую они и называли этим термином и которая в сущности отождествлялась ими с логикой; во-вторых, диалектика стихийная, проявляющаяся в постановке или трактовке стоиками некоторых проблем физики и этики, причем в каждой из трех частей стоической философии — в логике, физике и этике — диалектическая проблематика имеет свою специфическую форму.

Что касается диалектики как части их учения, то она понималась ими традиционно для античности — как искусство достижения истины с помощью спора. При этом они акцентировали собственно формальнологические приемы доказательности и выводимости одних положений из других. Для того чтобы делать правильные выводы и избегать ошибок, философ, по мнению стоиков, должен не только знать принципы логики, но и уметь искусно оперировать ими. Поэтому задача диалектики (логики) — развить это умение. Быть диалектиком означало для стоиков знать логику, и, наоборот, хорошим логиком они считали того, кто владеет диалектикой. Таким образом, грани между формальной логикой и «диалектикой» у стоиков по существу стираются.

Элементы стихийной диалектики имеются в учении стоиков о категориях, в их физике и этике.

В своей физике стоики признают четыре категории, соответствующие аристотелевским: 1) бесформенное нечто — материя; 2) принадлежность — категория, аналогичная аристотелевской категории формы, указывающая на строение материи (из бесформенной материи она делает предметы тем, чем они являются); 3) качество, указывающее на свойства предметов; 4) отношение, характеризующее связь и соотношение разных свойств и строения материи, связь и соотношение предметов в частности. Расположение этих категорий подчинено принципу восхождения от более абстрактного (бесформенной материи) к более конкретному (отношению).

Однако, как и в категорологии Аристотеля, в учении стоиков категорий гораздо больше, чем те четыре, которые названы ими самими. Значительное число категорий разрабатывается стоиками в их физике и этике.

В своей натурфилософии стоики, особенно древние, примыкают к материализму и диалектике Гераклита, рассматривая мир как подчиненный закону, разуму — логосу, который они трактовали, однако, как божественный. Логос — деятельное начало — проникает всю материю — страдательное начало; логос — отец всего существующего, всеобщая закономерность. Оба начала — материя и логос — связаны между собой как две стороны единого начала. Мир представляется стоикам живым существом, в котором все возможное возникновение и уничтожение совершается необходимо, законосообразно.

Разместил: rat Дата: 22.03.2009 Прочитано: 7222
Распечатать

Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице

1 2 >>

Дополнительно по данной категории

23.03.2009 - АРИСТОН Хиосский (1-я пол. 3 в. до н. э.)
22.03.2009 - Физика стоиков (онтология и космология)
22.03.2009 - Антропология стоиков
22.03.2009 - Логика стоиков
22.03.2009 - Гносеология стоиков

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

философский камень
Партнеры
Полезное
Нет содержания для этого блока!
Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы