Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Как вы оцениваете свои философские знания?

Общие знания
Профессиональный философ
Кухонный философ
Ничего не знаю, первый раз тут


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 918
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Бергсон: Учение о двух источниках морали и религии

Теория сознания Бергсона была дополнена им сопряженной концепцией социальных ценностей.

Теория сознания Бергсона была дополнена им сопряженной концепцией социальных ценностей. Трактуя мораль как продукт либо "общественного прессинга" либо "любовного порыва", Бергсон подчеркивал, что в первом случае человек являет собой элемент некоего механизма и, действуя соответственно, порождает для себя "закрытую" модель общества. "Открытое" же общество, по Бергсону, основано на абсолютной морали творческой личности, на признании главной ценностью идеалов целостного человечества, на предельном динамизме общества и его институтов.

В работе "Два источника морали и религии" бергсон различает открытую и закрытую формы морали и общества. Закрытое общество возлагает на индивида совокупность позиций, в которой мораль функционирует как система безличных норм, диктуемых требованиями сообщества.

Открытая же мораль зиждется на свободе, любви и живом примере. Подобно этому царящее в статической религии окостенение служит сохранению соответствующего общества. Оно защищает от страха и неуверенности, в то время как суть динамической религии заключена в мистике, цель которой – соединение человека с Творцом.

Противопоставляя 2 типа обществ: закрытое, стремящееся к самосохранению и опирающееся на принципы авторитаризма и насилие, и открытое, воплощенное в великих личностях – моральных героях, христианских мистиках и т. п., Бергсон связывает с ними 2 типа морали и религии – статический и динамический. Возможность дальнейшего прогресса человеческого общества Бергсон видит лишь в открытом обществе, в динамической морали, выделяя в качестве главных принципов любовь к человечеству, "дух простоты", отказ от искусственных потребностей, вызванных преимущественным развитием "тела" человечества в ущерб его духовной культуре.

Лит: В. П. Лега. Современная западная философия
Разместил: rat Дата: 26.03.2009 Прочитано: 9316
Распечатать

Дополнительно по данной категории

26.03.2009 - Бергсон: Биография
26.03.2009 - Бергсон: Закрытое общество и открытое общество
26.03.2009 - Бергсон: Материя и память
26.03.2009 - Бергсон: Учение о длительности
26.03.2009 - Бергсон: Учение о “творческой эволюции”

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы