Как мы приобретаем знания о мире, в котором живем? Для этого есть 2 способа:
– получение принципиально новых знаний – непосредственное наблюдение (интуиция)
– и вторичное получение знаний из уже имеющихся путем рассуждений над известным.
Деление истин на непосредственные (интуитивные) и опосредствованные встречается у Платона и Аристотеля.
2. Интуитивное познание
Первый – интуитивный – способ познания практически никогда не используется «в чистом виде»: чтобы стать знанием, результат наблюдения должен быть как-то соотнесен со «старыми» знаниями, должен войти в их систему. Даже у ребенка, не успевшего еще накопить «своих собственных» знаний, наблюдения вкладываются в систему «врожденных знаний», добытых в ходе эволюции и передающихся от поколения к поколению генетическим путем. Представление о первоначальном состоянии человеческой души как «чистой доске» – tabula rasa – опровергнуто современной биологией. Да и при выборе объектов наблюдения мы, как правило, исходим из каких-то гипотез, строящихся на основе того, что мы уже знаем.
Тем не менее можно говорить об интуиции как непосредственном наблюдении. Иногда при этом человек не может отдать себе отчета, как у него возникло новое знание («догадался»). Та человеческая способность, благодаря которой мы в состоянии догадываться, называется интуицией. (Этот термин, происходящий от лат. intueor – «внимательно смотрю», отражает типичную картину «догадки»: человек пристально всматривается во что-то – возможно, «умственным взором», – и вдруг его «осеняет»).
Недостаток механизма интуиции связан с тем, что он недоступен прямому наблюдению, он происходит втёмную.