Христианство нашло в Римской империи не только идеи, от-вечающие его требованиям, но и другую благоприятную почву. Это был культ императоров. Первым в 43 года обожествили Юлия Цезаря (после его смерти). Со времени Августа императору стали воздавать божественные почести и при жизни. Для христианства культ импера-тора имел большое значение. Во-первых, этот культ проповедовал идею богочеловека и тем самым оказал влияние на христианский догмат о воплощении в человека сына божьего. Во-вторых, отрица-тельное отношение христиан к поклонению личности императора бы-ло одной из причин преследований христиан.
Христианство приходило на смену языческой римской рели-гии и потому, что многие идеи и обряды христиан были задолго из-вестны в Риме. Они использовались в иудаизме, в почитании древне-иранского бога Митры и др. Например, поклонниками бога Митры были воины римской армии, чиновники. Митра – божество небесно-го света, солнца и правды. Культ этого бога объяснял природу зла, считая его самостоятельным и извечным в мире, проповедовал веру в загробную жизнь и страшный суд. Во многих городах Рима были уст-роены храмы Митры, где совершались богослужения с пением и му-зыкой.
С иудаизмом христианство связывала общность веры в при-ход мессии, в бессмертие души и существование загробного царства. К истокам христианства в иудаизме имеет отношение община ессеев. Члены этой религиозной общины существовали во II в. до н.э. – I в. до н.э., затем удалились в пустыню и создали замкнутую организа-цию. Для учения ессеев и ранних христиан были характерны общие идеи о конце мира, о борьбе добра и зла, учение о предопределенно-сти богом всех событий в мире, резкое осуждение жертвоприноше-ний. Однако ессеи не получили такого распространения как христи-анство, из-за своей замкнутости, отсутствия широкой проповеди, в том числе, об уже свершившемся приходе мессии – Христа.
Из признавших в Иисусе мессию-спасителя (по-гречески “Христа”) в Малой Азии и египетской Александрии стали формиро-ваться христианские общины. Их члены вербовались из социальных низов. Однако не было еще упорядоченного культа, и до начала II в. не выработалось единого вероучения. Христианскими назывались тогда всевозможные группы и секты, ведущие между собой ожесто-ченную борьбу. Споры велись: об отношении к государству; о необ-ходимости ведения проповедей среди язычников; требуется ли со-блюдать ритуальные предписания иудаизма, когда и как наступит царство небесное, каким образом надо к нему готовиться верующим; каково должно быть отношение к римским властям; следует ли требовать от христиан общности имущества и т.д. Единственно, что объединяло их, – это ненависть к Риму и надежда на его скорое падение, избавление от его ига, вера в близкое пришествие Бога-спасителя и установление на земле “царства Божия” во главе с Хри-стом. Этой верой проникнут древнейший из памятников христиан-ской литературы – Апокалипсис (вторая половина I в.).
В то же время “запаздывание” прихода мессии и наступления конца света, а также изменение социального состава общин, их при-способление к реальным условиям жизни привели к тому, что бунтар-ские настроения в христианстве постепенно отходят на второй план. Победа течения, призывавшего к примирению с существующими по-рядками, знаменовала новый этап развития раннего христианства. Этот этап прослеживается в посланиях апостола Павла – одного из 12 из-бранных учеников Христа. В них выражена тенденция к радикальному разрыву с иудаизмом, наблюдается отход от бунтарских настроений первоначального христианства, признаются земные власти, а второе пришествие Христа отодвигается на неопределенный срок. Оконча-тельный разрыв с иудаизмом произошел к середине II в.
Распространению христианства способствовало и то обстоя-тельство, что оно предлагало своим сторонникам не только мировоз-зрение, но и сплоченную церковную организацию. Принадлежность к ней была небезопасна, но зато обеспечивала прихожанам моральную и материальную поддержку, объединяла их в коллектив. Своим влия-нием, а постепенно и богатством, христианская община объективно, часто и субъективно, противостояла государству и его идеологии.
К концу II – началу III вв. христианские общины превратились из небольших сектантских групп в мощную общественную силу, что заставило правителей Римской империи обратить самое серьезное внимание на взаимоотношение власти и религиозных христианских объединений. Римские императоры, рассматривая христианскую цер-ковь как возможную политическую соперницу в условиях острого кризиса III в., жестоко преследовали христиан: они привлекались по обвинениям в безбожии, так как отказывались принимать участие в официальных культах, в оскорблении власти, поскольку не приносили жертв перед статуей императора, а также в тайных преступлени-ях, приписываемых молвой.
Первое гонение на христиан произошло при императоре Не-роне в 64 г. Страшный пожар в Риме истребил большую часть города. Когда стали исследовать причину бедствия, обвинение было направпадение, избавление от его ига, вера в близкое пришествие Бога-спасителя и установление на земле “царства Божия” во главе с Хри-стом. Этой верой проникнут древнейший из памятников христиан-ской литературы – Апокалипсис (вторая половина I в.).
В то же время “запаздывание” прихода мессии и наступления конца света, а также изменение социального состава общин, их при-способление к реальным условиям жизни привели к тому, что бунтар-ские настроения в христианстве постепенно отходят на второй план. Победа течения, призывавшего к примирению с существующими по-рядками, знаменовала новый этап развития раннего христианства. Этот этап прослеживается в посланиях апостола Павла – одного из 12 из-бранных учеников Христа. В них выражена тенденция к радикальному разрыву с иудаизмом, наблюдается отход от бунтарских настроений первоначального христианства, признаются земные власти, а второе пришествие Христа отодвигается на неопределенный срок. Оконча-тельный разрыв с иудаизмом произошел к середине II в.
Распространению христианства способствовало и то обстоя-тельство, что оно предлагало своим сторонникам не только мировоз-зрение, но и сплоченную церковную организацию. Принадлежность к ней была небезопасна, но зато обеспечивала прихожанам моральную и материальную поддержку, объединяла их в коллектив. Своим влия-нием, а постепенно и богатством, христианская община объективно, часто и субъективно, противостояла государству и его идеологии.
К концу II – началу III вв. христианские общины превратились из небольших сектантских групп в мощную общественную силу, что заставило правителей Римской империи обратить самое серьезное внимание на взаимоотношение власти и религиозных христианских объединений. Римские императоры, рассматривая христианскую цер-ковь как возможную политическую соперницу в условиях острого кризиса III в., жестоко преследовали христиан: они привлекались по обвинениям в безбожии, так как отказывались принимать участие в официальных культах, в оскорблении власти, поскольку не приносили жертв перед статуей императора, а также в тайных преступлени-ях, приписываемых молвой.
|