Как реакция на учение Нестория вскоре появляется точка зре-ния константинопольского монаха Евтихия, поставившего вопрос о соединении во Христе божественной и человеческой природы. От-вергая возможность соединения двух природ, он трактовал соедине-ние как поглощение человеческого начала во Христе божественным. Таким образом, пострадал за человечество не бог-человек, а бог. Сто-ронники Евтихия были прозваны монофиситами, т.е. “привержен-цами одной природы”. В 451 г. это учение было также осуждено Хал-кидонским собором (четвертым Вселенским). Монофиситы утверди-лись в Армении, Сирии, Египте и Эфиопии.
В VII в. возникло учение монофелитов как компромисс меж-ду ортодоксальной догмой и монофиситами. По учению монофели-тов, Христос обладал двумя природами (человеческой и божествен-ной), но одной волей (божественной). Самостоятельность человече-ской воли Христа исчезла в результате поглощения ее божественной норм “этого мира” и единении в вере. Однако жизнь постоян-но ставила перед христианами вопросы об их конкретном поведении в этом мире. Уже в таких ранних христианских сочинениях, как “От-кровения Иоанна Богослова” и в посланиях Павла ощущается острая внутренняя борьба, которая шла среди первых христиан по вопросам их поведения по отношению к внешнему миру и друг к другу. Но, несмотря ни на что, их сплачивала, прежде всего, страстная вера в возможность вечного спасения вне того мира и времени, в котором они жили.
Создавшаяся обстановка послужила толчком к образованию различных течений. Например, в Византии в V в. в христианстве воз-никло течение несторианство. Его основателем был Несторий, пат-риарх Константинопольский (428-431 гг.), который подверг рациона-листической критике мистическое христианское понятие “богочело-века”. Согласно Несторию дева Мария родила человека, который впоследствии, преодолев человеческую слабость, возвысился до сына божьего (мессии). Во Христе человеческое и божественное начало пребывают в относительном единстве, никогда полностью не слива-ясь. На Эфесском соборе 431 г. (третьем Вселенском) несторианство было осуждено как ересь. Несториане бежали в Иран, Среднюю Азию, а затем в Китай.
Как реакция на учение Нестория вскоре появляется точка зре-ния константинопольского монаха Евтихия, поставившего вопрос о соединении во Христе божественной и человеческой природы. От-вергая возможность соединения двух природ, он трактовал соедине-ние как поглощение человеческого начала во Христе божественным. Таким образом, пострадал за человечество не бог-человек, а бог. Сто-ронники Евтихия были прозваны монофиситами, т.е. “привержен-цами одной природы”. В 451 г. это учение было также осуждено Хал-кидонским собором (четвертым Вселенским). Монофиситы утверди-лись в Армении, Сирии, Египте и Эфиопии.
В VII в. возникло учение монофелитов как компромисс меж-ду ортодоксальной догмой и монофиситами. По учению монофели-тов, Христос обладал двумя природами (человеческой и божествен-ной), но одной волей (божественной). Самостоятельность человече-ской воли Христа исчезла в результате поглощения ее божественной волей. В 638 г. взгляды монофелитов были официально одобрены императором Византии Ираклием, но в 680-681 гг. их осудил Кон-стантинопольский собор (шестой Вселенский).
На первых Вселенских соборах были канонизированы основ-ные церковные догматы. Суть их сводилась к следующему – Ежене-дельно (в день иудейской субботы) христиане собирались для прове-дения своего обряда. К концу II в. эти еженедельные церемонии при-обрели вид христианской мессы. Частично основываясь на службах иудейского храма, частично – на греческих мистериальных обрядах очищения, искупительной жертвы и причастия, месса медленно вы-растала в ту пышную смесь молитв, псалмов, чтения проповеди, дек-ламации и венчающей их символической искупительной жертвы. Ис-купительная жертва заменила в христианстве кровавые жертвопри-ношения древних религий. Хлеб и вино, которые эти культы рассмат-ривали как дары, возложенные на алтарь бога, воспринимались те-перь претворенными посредством акта освящения в плоть и кровь Христа и подносились Богу как повторение жертвенной смерти Иису-са на кресте. Затем в ходе напряженной и волнующей церемонии ве-рующие причащались самой жизнью и субстанцией своего спасителя. Это был обычай, неземной по происхождению и прекрасный в своем развитии. Его принятие было обусловлено той глубокой мудростью, с какой церковь приспосабливалась к символам своего времени и нуж-дам людей. Ни одна другая церемония не была способна так ободрить в существе своем одинокую душу и укрепить ее столь надежно перед лицом враждебного мира.
В первые три века христианская церковь только отчасти про-никала за пределы Римской империи. Когда христианство стало госу-дарственной религией в Риме, оно получило возможность широкого распространения за пределами империи. Пути, которыми новая рели-гия попадала в языческие страны, были разнообразными. Купцы, по-сещавшие языческие страны по торговым делам, заносили туда и христианство. Пленники, попавшие к язычникам, просвещали их. Язычники, попавшие в плен к христианам, знакомились с христиан-ством и, возвращаясь домой, становились распространителями его среди своих соотечественников. Проповедники специально отправля-лись к варварам и устраивали там миссии для обращения язычников, уговаривая их принять христианство.
Первыми приняли христианство жители стран, примыкавших к границам империи. В Африке христианство начало распространять-ся в среде абиссинцев (эфиопов). Абиссинская церковь подчинялась александрийскому патриарху.
В Азии обитатели Кавказа приняли христианство в IV в., от-части в VI в. В 457 г. Константинопольский патриарх Анатолий на-значил архиепископа в Грузию. Им стал грек Петр, получивший ти-тул католикоса всей Иверии. Апостолом Армении был Григорий, ко-торый получил за свою проповедническую деятельность звание Про-светителя. За все время борьбы с ересью армянская церковь остава-лась верной христианскому учению.
В Персию христианство проникло во II в. из пограничных об-ластей империи. В IV-V вв. в стране шла ожесточенная борьба хри-стианства и язычества, закончившаяся упрочением христианства.
Начало христианства в Аравии относится к апостольским временам. В IV в. среди кочующих племен Аравии некоторые были уже вполне христианскими.
В Европе христианство начало распространяться среди гер-манских племён. В IV – начале V вв. приняли христианство готы, вандалы, бургунды и другие народы. На первом Вселенском соборе (325 г.) уже присутствовал готский епископ. Вторая волна христиани-зации Германии началась после великого переселения народов. В конце V-VI вв. среди германских племен следа не осталось от христи-ан. Только к концу VIII в. христианская вера вновь победила на всей территории Германии.
Франки в конце V в. приняли крещение. Но с приходом хри-стианства еще долгие годы многие оставались язычниками. Только с появлением монастырей и школ христианство окончательно закрепи-ло свою победу во Франции.
На юг Великобритании вместе с римским господством хри-стианство проникло еще в III в. Но в IV в. Великобританию захватили язычники-англосаксы. Христианство было остановлено, только в конце VI в. началась новая волна христианизации Англии.
С VII в христианство стало проникать в земли славянских на-родов. Первыми христианами среди них стали хорваты и сербы. В 988 г. князь Владимир крестил Киевскую Русь.
Одновременно с распространением христианства среди сла-вянских народов христианство появилось в странах Скандинавии. В первой половине XI в. христианской страной стала Дания, а во второй половине XI в. – Швеция и Норвегия.
Зеленков М.Ю.
|