Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Как произошел человек?

От обезьяны (путем эволюции)
Был создан Демиургом
Занесен иноплатным разумом
Свой вариант


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 916
Комментарии: 0

Философы

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

ГУЛЫГА Арсений Владимирович (1921 – 1996)

Известный германист, историк философии, автор более 500 философских биографий, работ по эстетике и истории философии, публицист и издатель философских текстов.

В 1938 - 1942 учился на отделении искусствоведения и философском факультете ИФЛИ. В 1945 закончил МГУ. Участник Великой Отечественной войны: командовал взводом на Волховском фронте, был переводчиком полка, принимал участие в организации деятельности немецких антифашистов в боевых действиях в конце войны. После войны работал референтом по театрам Отдела культуры военной администрации Берлина, участвовал в денацификации деятелей немецкой культуры, инициировал создание клуба работников искусств «Чайка», просуществовавшего вплоть до воссоединения Германии в 1989 г.

Вернувшись в СССР работал в военной газете «Тревога», учился в аспирантуре Института истории АН СССР. Кандидат ист. наук. В 1955-1996 гг. работал в Институте философии АН СССР (с 1992 г. – ИФ РАН).

В основе историко – философского исследования, по мнению Гулыги, должен лежать принцип сохранения преемственности и преобразования находок и достижений в духе потребностей времени с целью углубления учения и развития философской мысли. Ученый считал недопустимым односторонний подход, абсолютизацию и догматизацию отдельных аспектов учения, искажение его позитивных элементов и выпячивание недостатков, что может привести к утрате самоценности и идентичности творческого наследия.

Первый опыт научно - художественной биографии – книга о Гегеле (1970) [не считая вышедшей в 1963 г. работы с анализом творчества И. Гердера], в процессе создания которой автор выработал методологические и методические принципы работы в данном жанре, в частности придавал большое значение личностному подходу автора, его проникновению в индивидуально – неповторимый мир мыслителя, отказу от вымышленных деталей и излишней беллетризации, стремлению выявить в исследуемом учении элементы, пробуждающие у читателя чувство человечности. Книга получила одобрительные отзывы со стороны известных отечественных философов, в частности В. Ф. Асмуса.

Через 7 лет (в 1977 г.) автор опубликовал биографию Канта - книгу, ставшую итогом более чем 15-летнего изучения наследия немецкого философа ( с 1960-х гг. Гулыга издал ряд статей, касающихся проблемных моментов кантовского наследия и особенностей характера мыслителя, а также был составителем и редактором 2-х томов из 6-томного собрания сочинений Канта). Гулыга считал, что глубокий смысл учения философа сохраняет свою значимость и по сей день, а знакомство с этим учением является перспективным началом для изучения философии в целом, ибо кантовские сочинения вырабатывают привычку к самостоятельности мышления. Заслугой Гулыги считают и «реабилитацию» последнего прижизненнного сочинения Канта «Антропология с прагматической точки зрения» (1798), подводившей итог размышлениям философа о человеке и собственном пути в философии и ошибочно считавшейся «плодом старческого ума».

Следущее этапное исследование – Шеллинг. Задачей этой работы Гулыга считал выявление преемственности идей философа от Канта и Фихте далее к Гегелю, их эволюцию и актуальность в современный период. Не менее важно было развеять сложившееся представление о позднем Шеллинге как о ретрограде с религиозным уклоном.

Рецепция Канта, Гегеля и Шеллинга в России находила отражение в многих биографических работах Гулыги: Кант – А. Болотов, Гегель – И. Киреевский, П. Чаадаев, Ф. Достоевский, А. Блок, А. Белый и др.

Особенно сильно «русская» тема отражена именно в работе о Шеллинге (эпиграфы из Ф. Тютчева, последняя глава «Русская звезда», анализ развития идей немецкого философа в творчестве В. Одоевского, И. Киреевского, А. Григорьева, В. Соловьева и др.)

Период создания философских биографий способствовал формированию теоретико-методологических принципов дальнейших исследований, связанных уже с особенностями исторического сознания и исторического знания., т.е. исследований философии как дела школы в связи с особенностями эпохи и народа. 10- летнее руководство семинаром по методологии истории многочисленные публикации по этой тематике способствовали появлению таких работ как «Эстетика истории» и «Искусство истории», в которых был представлен анализ важнейших проблем методологии исторического знания и природы исторического сознания. Автор ввел понятие «исторический образ» и особенно акцентировал внимание на важности принципа историзма при анализе основы истории как науки. Ряд идей Гулыги, высказанных в этих работах, был воспринят положительно, однако анализ структуры гуманитарного знания (особенно с упором на аксиологическую проблематику) в то время остался без должного внимания.

Следущим этапом творческой деятельности Гулыги стала модификация философских биографий в биографические работы, представляющие движение мысли и ее итог в рамках целой эпохи. При этом Г. обратился к немецкой классике и русскому философскому ренессансу:

- в работе «Немецкая классическая философия» подведены итоги исследований немецкой философской классики и выявлены ее главные достижения.

- в книге «Русская идея и ее творцы» представлен анализ ряда ключевых понятий русской идеалистической философии и творчества их создателей, рассмотрены конкретные аспекты русской идеи, разрабатывавшиеся отечественными философами в конце XIX – нач. XX века.

Стремление к систематизации эстетики как аксиологии нашло отражение в работе «Принципы эстетики», где ученый рассматривает философию как продукт совокупного развития культуры всех народов, отражающий историческое триединство – истину, добро, красоту. В авторском понимании эстетика - это учение о красоте, обращенной как к познавательному, так и к экзистенциальному уровням человеческой деятельности. Элементы эстетики в научном творчестве и их взаимодействие с интеллектуальным началом стали темой еще одной книги ученого: «Искусство в век науки». Прослеживая взаимосвязь эстетики и истории культуры Гулыга делал однозначный вывод о том, что культура – это реализованные ценности.

А. В. Гулыга внес значительный вклад в в сохранение и развитие отечественной литературно-философской традиции. К его заслугам относят:

- организацию и составление (в соавторстве) программы серии «Философское наследие»;

- подготовку изданий сочинений отечественных и зарубежных философов и мыслителей (в т.ч. сочинения Канта / в 1994 г. – наиболее полное собрание сочинений на русском языке в 8 тт./, Лессинга, Шиллера, Шелллинга, Гете, А. Болотова, Н. Федорова, В. Розанова, В. Соловьева, Н. Бердяева и др.);

- поиск в архивах и публикация ранее неизвестных текстов Канта и Гегеля, а также, считавшейся утраченной, рукописи заключительной части философско – психологической повести М. Зощенко «Перед восходом солнца»;

- создание Литературно-философского общества имени Достоевского, просуществовавшего недолго, но успевшего издать сборник своих трудов и заложить памятник В. Соловьеву (в сквере перед ИФ РАН);

- организацию семинара по проблемам русской культуры в Ин-те философии АН СССР в конце 1970-х гг. (к сожалению, также быстро прекратившего свою деятельность) и др.

Гулыга был автором 16 книг и сотни статей, участником публичных выступлений, собиравших большие аудитории (как в России, так и за рубежом). Его научная и просветительская деятельность заслуженно вызывали положительные отклики ведущих мировых философских и специализированных изданий, благожелательные отзывы известных ученых и исследователей немецкого классического наследия, отмечавших целостный и объективный подход автора, основательность концепции, доказательность в обосновании, тщательность в изложении фактического материала. Многие немецкие критики особенно отмечали особое внимание ученого к вопросам морали, философии истории культуры и аксиологии, а также рецепции немецкой философской мысли в России. Все 6 книг ученого, посвященных немецкой классической философии, были опубликованы в Германии с научным аппаратом и выдержали несколько переизданий. Особенно популярной ( и часто сопровождаемой эпитетами «выдающаяся», «знаменитая» и «лучшая в XX веке») стала за рубежом биография Канта, изданнная в десяти странах. Эта и др. работы Гулыги вошли в научный оборот и стали источником ссылок и цитат.


Разместил: философ Дата: 10.04.2009 Прочитано: 11695
0
Распечатать

Всего 1 на 3 страницах по 1 на каждой странице

1 2 3 >>

Дополнительно по данной категории

02.08.2009 - ГУТЬЕРРЕС (Gutierres) Густаво (род. 1928, Лима, Перу)
02.08.2009 - ГХОШ (Ghose) Ауробиндо (15 августа 1872, Калькутта— 5 декабря 1950, Пондишери)
02.08.2009 - ГЭ ХУН [283, уезд Цзюйжун (современная провинция Цзянсу) — 343 или 363]
02.08.2009 - ГЮЙО Жан Мари (1854—1888)
06.05.2009 - ГЕЙНЕ Генрих (Heine, Heinrich) (1797–1856)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы