Известный германист, историк философии, автор более 500 философских биографий, работ по эстетике и истории философии, публицист и издатель философских текстов.
В 1938 - 1942 учился на отделении искусствоведения и философском факультете ИФЛИ. В 1945 закончил МГУ. Участник Великой Отечественной войны: командовал взводом на Волховском фронте, был переводчиком полка, принимал участие в организации деятельности немецких антифашистов в боевых действиях в конце войны. После войны работал референтом по театрам Отдела культуры военной администрации Берлина, участвовал в денацификации деятелей немецкой культуры, инициировал создание клуба работников искусств «Чайка», просуществовавшего вплоть до воссоединения Германии в 1989 г.
Вернувшись в СССР работал в военной газете «Тревога», учился в аспирантуре Института истории АН СССР. Кандидат ист. наук. В 1955-1996 гг. работал в Институте философии АН СССР (с 1992 г. – ИФ РАН).
В основе историко – философского исследования, по мнению Гулыги, должен лежать принцип сохранения преемственности и преобразования находок и достижений в духе потребностей времени с целью углубления учения и развития философской мысли. Ученый считал недопустимым односторонний подход, абсолютизацию и догматизацию отдельных аспектов учения, искажение его позитивных элементов и выпячивание недостатков, что может привести к утрате самоценности и идентичности творческого наследия.
Первый опыт научно - художественной биографии – книга о Гегеле (1970) [не считая вышедшей в 1963 г. работы с анализом творчества И. Гердера], в процессе создания которой автор выработал методологические и методические принципы работы в данном жанре, в частности придавал большое значение личностному подходу автора, его проникновению в индивидуально – неповторимый мир мыслителя, отказу от вымышленных деталей и излишней беллетризации, стремлению выявить в исследуемом учении элементы, пробуждающие у читателя чувство человечности. Книга получила одобрительные отзывы со стороны известных отечественных философов, в частности В. Ф. Асмуса.
Через 7 лет (в 1977 г.) автор опубликовал биографию Канта - книгу, ставшую итогом более чем 15-летнего изучения наследия немецкого философа ( с 1960-х гг. Гулыга издал ряд статей, касающихся проблемных моментов кантовского наследия и особенностей характера мыслителя, а также был составителем и редактором 2-х томов из 6-томного собрания сочинений Канта). Гулыга считал, что глубокий смысл учения философа сохраняет свою значимость и по сей день, а знакомство с этим учением является перспективным началом для изучения философии в целом, ибо кантовские сочинения вырабатывают привычку к самостоятельности мышления. Заслугой Гулыги считают и «реабилитацию» последнего прижизненнного сочинения Канта «Антропология с прагматической точки зрения» (1798), подводившей итог размышлениям философа о человеке и собственном пути в философии и ошибочно считавшейся «плодом старческого ума».
Следущее этапное исследование – Шеллинг. Задачей этой работы Гулыга считал выявление преемственности идей философа от Канта и Фихте далее к Гегелю, их эволюцию и актуальность в современный период. Не менее важно было развеять сложившееся представление о позднем Шеллинге как о ретрограде с религиозным уклоном.
Рецепция Канта, Гегеля и Шеллинга в России находила отражение в многих биографических работах Гулыги: Кант – А. Болотов, Гегель – И. Киреевский, П. Чаадаев, Ф. Достоевский, А. Блок, А. Белый и др.
Особенно сильно «русская» тема отражена именно в работе о Шеллинге (эпиграфы из Ф. Тютчева, последняя глава «Русская звезда», анализ развития идей немецкого философа в творчестве В. Одоевского, И. Киреевского, А. Григорьева, В. Соловьева и др.)
Период создания философских биографий способствовал формированию теоретико-методологических принципов дальнейших исследований, связанных уже с особенностями исторического сознания и исторического знания., т.е. исследований философии как дела школы в связи с особенностями эпохи и народа. 10- летнее руководство семинаром по методологии истории многочисленные публикации по этой тематике способствовали появлению таких работ как «Эстетика истории» и «Искусство истории», в которых был представлен анализ важнейших проблем методологии исторического знания и природы исторического сознания. Автор ввел понятие «исторический образ» и особенно акцентировал внимание на важности принципа историзма при анализе основы истории как науки. Ряд идей Гулыги, высказанных в этих работах, был воспринят положительно, однако анализ структуры гуманитарного знания (особенно с упором на аксиологическую проблематику) в то время остался без должного внимания.
Следущим этапом творческой деятельности Гулыги стала модификация философских биографий в биографические работы, представляющие движение мысли и ее итог в рамках целой эпохи. При этом Г. обратился к немецкой классике и русскому философскому ренессансу:
- в работе «Немецкая классическая философия» подведены итоги исследований немецкой философской классики и выявлены ее главные достижения.
- в книге «Русская идея и ее творцы» представлен анализ ряда ключевых понятий русской идеалистической философии и творчества их создателей, рассмотрены конкретные аспекты русской идеи, разрабатывавшиеся отечественными философами в конце XIX – нач. XX века.
Стремление к систематизации эстетики как аксиологии нашло отражение в работе «Принципы эстетики», где ученый рассматривает философию как продукт совокупного развития культуры всех народов, отражающий историческое триединство – истину, добро, красоту. В авторском понимании эстетика - это учение о красоте, обращенной как к познавательному, так и к экзистенциальному уровням человеческой деятельности. Элементы эстетики в научном творчестве и их взаимодействие с интеллектуальным началом стали темой еще одной книги ученого: «Искусство в век науки». Прослеживая взаимосвязь эстетики и истории культуры Гулыга делал однозначный вывод о том, что культура – это реализованные ценности.
А. В. Гулыга внес значительный вклад в в сохранение и развитие отечественной литературно-философской традиции. К его заслугам относят:
- организацию и составление (в соавторстве) программы серии «Философское наследие»;
- подготовку изданий сочинений отечественных и зарубежных философов и мыслителей (в т.ч. сочинения Канта / в 1994 г. – наиболее полное собрание сочинений на русском языке в 8 тт./, Лессинга, Шиллера, Шелллинга, Гете, А. Болотова, Н. Федорова, В. Розанова, В. Соловьева, Н. Бердяева и др.);
- поиск в архивах и публикация ранее неизвестных текстов Канта и Гегеля, а также, считавшейся утраченной, рукописи заключительной части философско – психологической повести М. Зощенко «Перед восходом солнца»;
- создание Литературно-философского общества имени Достоевского, просуществовавшего недолго, но успевшего издать сборник своих трудов и заложить памятник В. Соловьеву (в сквере перед ИФ РАН);
- организацию семинара по проблемам русской культуры в Ин-те философии АН СССР в конце 1970-х гг. (к сожалению, также быстро прекратившего свою деятельность) и др.
Гулыга был автором 16 книг и сотни статей, участником публичных выступлений, собиравших большие аудитории (как в России, так и за рубежом). Его научная и просветительская деятельность заслуженно вызывали положительные отклики ведущих мировых философских и специализированных изданий, благожелательные отзывы известных ученых и исследователей немецкого классического наследия, отмечавших целостный и объективный подход автора, основательность концепции, доказательность в обосновании, тщательность в изложении фактического материала. Многие немецкие критики особенно отмечали особое внимание ученого к вопросам морали, философии истории культуры и аксиологии, а также рецепции немецкой философской мысли в России. Все 6 книг ученого, посвященных немецкой классической философии, были опубликованы в Германии с научным аппаратом и выдержали несколько переизданий. Особенно популярной ( и часто сопровождаемой эпитетами «выдающаяся», «знаменитая» и «лучшая в XX веке») стала за рубежом биография Канта, изданнная в десяти странах. Эта и др. работы Гулыги вошли в научный оборот и стали источником ссылок и цитат.
|