Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Вечная жизнь - а вам нужна она?

Да
Нет
Не решил
Земная не нужна


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 986
Комментарии: 0

Философы

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

НЬЮТОН (Newton) Исаак (25 декабря 1642, Вулсторп, Англия — 20 марта 1727, Кенсингтон)




Философские и естественно-научные взгляды И. Ньютона

Огромное значение для становления науки Нового времени имели методологические идеи Ньютона. По существу им была заложена основа всего дальнейшего развития естествознания.

Развивая и уточняя идеи Галилея, Ньютон использовал математические образы физических объектов как необходимые составные части естественнонаучного исследования. Математическая модель стала инструментом проверки и интерпретации данных наблюдений и экспериментов. Работы Ньютона положили начало методологической установке науки на математическое конструирование предмета познания. Вопрос об истинности научного знания был перенесен на почву методологического анализа.

Истинность теории — это проблема, для решения которой необходимо проверить соответствие между аксиомами, или «началами», этой теории и разветвленной системой выводов и следствий. Отсутствие противоречия свидетельствует в пользу предположения об истинности теории. Вопрос об истинности самих «начал» выводится за рамки науки до тех пор, пока по тем или иным основаниям (напр., при накоплении несоответствий или аномалий или при выдвижении иных, отличных от данных, принципов) не возникает потребность их переосмысления либо замены.

В таких случаях, связанных с решительными перестройками (революциями) научного мышления, принципы вновь становятся проблематичными. Т. о., об истинности «начал» ученые судят, основываясь не на абстрактно-метафизических гипотезах («Гипотез не измышляю», — заявлял Ньютон) и не на прямом опытном сопоставлении принципов с реальностью (в подавляющем большинстве случаев такое сопоставление невозможно), а на основе продуктивного развития научной программы, в которую входит последовательность теорий, объединенных эволюцией своих «начал», общей темой исследований, фундаментальными методологическими идеями.

Выводя «начала» из дискуссионного поля, наука, как ее понимал Ньютон, позволяла выйти из кризиса мировоззрения, в котором сталкивались различные теологические и метафизические идеи, и получала оперативный простор для описания и объяснения явлений природы. Так, рассматривая проблему тяготения, фундаментальную для «натуральной философии», Ньютон отказывался от постановки вопроса о природе тяготения в рамках науки, полагая, что для этого нет достаточных опытных оснований, и вводил закон тяготения как необходимую часть физико-математической модели мира, позволяющей точно описывать и предсказывать наблюдаемые физические и астрономические явления. Тем самым принцип дальнодействия превращался из спекулятивно-метафизической гипотезы в следствие этой модели, имеющее точный эмпирический смысл, что открывало путь к дальнейшим уточнениям и даже возможным опровержениям этого принципа.

Логика ньютоновского «метода принципов» привносила идею развития науки: научные истины имеют своим источником только опыт, индуктивные обобщения которого интерпретируются в рамках математических моделей, следовательно, любые научные положения, в т. ч. и «начала» теорий, могут быть опровергнуты опытом и замещены иными. В то же время законы природы, полагал Ньютон, вечны и неизменны, они выражают собой установленный Творцом порядок вещей; чтобы завести мировой механизм, Бог должен был придать ему первоначальный импульс, сообщить исходное количество движения. Вместе с тем этот поразительный по красоте и совершенству гармонический механизм является лучшей демонстрацией существования Бога, его создателя.

Основания научной рациональности, принятые Ньютоном, находились в сложной и противоречивой связи с важнейшими мировоззренческими идеями его эпохи. Так, методологическое требование включать в число достоверных научных положений только те, которые имеют опытное происхождение, перекликалось с идеями номиналистов 13 -14 вв. и идеологов Реформации о том, что знание о вещах и естественных процессах нельзя вывести из Божественного ума, т. к. Бог творит мир по своей свободной воле, а идеи вещей только репрезентируют мир в этом уме; поэтому человек познает природу через опыт, а не через умственное конструирование реальности. Вместе с тем научная картина мира устремлена к универсальному синтезу, раскрытию замысла творения.

Ньютоновская методология стала попыткой решить это противоречие: соединить универсальность и всеобщность суждений математического естествознания, ведущую к познанию мировой гармонии, с экспериментом и наблюдением. Такое соединение оказывалось возможным благодаря тому, что синтез мирового целого, к которому как к горизонту направлялась наука, предлагала теолого-метафизическая картина мира, выведенная за рамки науки, но продолжавшая воздействовать на науку, ориентировать ее поиск.



На общую мировоззренческую позицию Ньютона оказывали воздействие идеи арианства (приверженность которым он скрывал в условиях господства англиканской церкви), преломлявшиеся в сознании ученого убеждением в абсолютности и единстве мирового начала. Гипотеза абсолютного пространства (симпто-матизирующего присутствие в мире метафизического начала) выступает для Ньютона философско-теологической предпосылкой, на которой строится физическая теория: абсолютное пространство обладает особой активностью (является Sensorium Dei — «чувствилищем Бога»), наполняющей Вселенную единой жизнью.



В понятии абсолютного пространства соединены черты мировой души неоплатоников и эфира из натурфилософских концепций Ренессанса, а также магико-оккультных представлений о тайных силах, которыми наделена природа в целом и ее отдельные элементы. Ньютон размышлял о возможностях такого расширения сферы опыта, которое позволило бы осуществлять эмпирическое познание этих сил (отсюда его интерес к алхимии и герметизму). Наряду с индукцией, значение которой Ньютон неоднократно подчеркивал, следуя в этом Ф. Бэкону и Т. Гоббсу, он широко использовал в своих научных исследованиях метод идеализации, как математической, так и физической. Например, в определенных экспериментах тело может быть описано как действующая сила, тогда как другие его свойства при этом не учитываются. При исследовании силы притяжения Землей Луны первая рассматривается так, словно она представляет собой материальную точку, совпадающую с центром тяжести, и сосредоточивает в себе всю массу, остальные свойства отсутствуют и сила взаимодействия распространяется в пустоте, без помех. Хотя строгое понятие «материальной точки» было введено позже Эйлером, Ньютон фактически рассуждал так, словно ему это понятие было известно и имело явный методологический смысл.



Научная программа Ньютона предполагала в своем дальнейшем развитии объяснить с единой точки зрения не только механические, но и электрические, оптические и даже физиологические явления, т. е. стать универсальной научной картиной мира. Попытки в этом направлении были сделаны самим Ньютоном, который предложил считать свет потоком инертных частиц материи, что должно было, по его мнению, позволить применить законы механики к оптике; механические модели использовались Ньютоном и для объяснения химических реакций. Разработка этой программы составила содержание научной эволюции вплоть до рубежа 19—20 вв., а преодоление ее трудностей привело к новой научной революции, продолжающейся в настоящее время.



Важное место в мировоззрении Ньютона занимает его теория т. н. абсолютных пространства и времени: абсолютное пустое пространство является вместилищем материи и не зависит от нее, оставаясь «... всегда! одинаковым и неподвижным»

(Математические начала натуральной философии // Крылов А. Н. Собрание трудов. Т. 7., 1936. - С. 30); абсолютное время не имеет отношения к событиям, оно существует и длится равномерно само по себе.

С этим пониманием пространства и времени тесно связана идея Ньютона о дальнодействии, т. е. передачи движения от одного тела к другому мгновенно, через пустое пространство, без посредства материи. В своих ранних работах Ньютон предполагал, правда, существование материального эфира, который призван был объяснить не только процесс передачи тяготения, но и электростатические, магнитные, оптические и даже физиологические явления. Но во втором издании «Начал» он не использует модели эфира вследствие недостаточности опытных данных.

В теории познания Ньютон в основном следовал своему соотечественнику Ф. Бэкону, выдвигая на первый план индуктивный метод, требуя абсолютной достоверности и однозначности в познании, полного исключения произвольных предположений и

априорных схем. Он всячески предостерегал от смешения «домыслов с достоверностью» (Новая теория света и цветов (1872) // Вавилов С. И. Исаак! Ньютон, 1945. - С. 49), что, однако, не было равносильно отрицанию роли научных гипотез.

Помещенная во 2-м издании «Начал» фраза «Hypotheses поп fingo» («гипотез не измышляю») при учете контекста означала «домыслами не занимаюсь» и не выражала отказ Ньютона от научных предположений. В одном из писем Ольденбургу Ньютон лишь подчеркивал, что «...гипотезы должны нодчиняться природе явлений, а не пытаться подчинять ее себе» (там же. - С. 73).

Фактически Ньютон был автором многих явно или неявно сформулированных физических гипотез: гипотезы эфира, механической природы теплоты, атомистической (корпускулярной) гипотезы строения вещества, идеи всеобщей механической причинности, дальнодействия и др.

Но, подобно Бэкону, он считал, что абсолютное и бесспорное может быть открыто только путем наведения (индукции), исходя из опыта. Поэтому он отказался от построения метафизической картины Вселенной, объясняющей якобы «последние» причины явлений, и настаивал на физическом исследовании, ограничивающемся фактами не претендующем на знание окончательных принципов и свойств материи.

Именно на этом пути Ньютон завершил формирование физики как самостоятельной науки, отделив ее от натурфилософии (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 1. - 2 изд. - С. 599).

Вслед за Декартом Ньютон был вторым крупным представителем механистического материализма в естествознании 17-18 вв. Правда, он был осторожен в механистическом. объяснении различных явлений природы, однако сознательно ставил именно такую задачу: «Было бы желательно вывести из начал механики и остальные явления природы» («Начала...», см. Предисловие. – С.3). В отдельных случаях он использовал механические модели при изучении света и цвета, химических реакций и др. явлений.

Разместил: Некром Дата: 26.09.2009 Прочитано: 23199
0
Распечатать

Всего 1 на 5 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 >>

Дополнительно по данной категории

30.09.2009 - НОТКЕР ЛАБЕОН (NotkerusIII Labeo) (ок. 950, Тургау, сев. Швейцария—1022, Санкт-Галлен)
30.09.2009 - НОТТУРНО (Notturno) Марк Амадеус (род. 10 апреля 1953, Энглевуд, Нью-Джерси, США)
26.09.2009 - НУМЕНИЙ (Novigys) (2-я пол. 2 в. н. э.)
26.09.2009 - НУЦУБИДЗЕ Шалва Исакиевич (16 июля 1888, с. Парцха-наканеби — 6 января 1969, Тбилиси)
26.09.2009 - НЬЮМЕН (Newman) Джон Генри (21 ноября 1801, Лондон — 11 августа 1890, Бирмингем)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы