Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Высшая ценность - это

Личные принципы
Бог, Высший разум
Сама жизнь
Другой вариант


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1004
Комментарии: 0

Философы

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

ПРОТАГОР (Protagoras) из Абдер (ок 480—410 до н э)

Древнегреческий философ, один из инициаторов софистического движения

40 лет вел жизнь странствующего «учителя мудрости», долго жил в Афинах, был близок к кругу Перикла, работал над демократическим законодательством Фурий в Юж Италии (основаны в 443), в 411 по обвинению в "нечестии» был изгнан из Афин (за книгу «О богах») Принимая учение Гераклита и Парменида об относительности и противоречивости «человеческого» (т е основанного на чувственном опыте) знания, Протагор отказался от противопоставления этого знания «божественному», проникающему в скрытую сущность явлений Нет никакой «сущности явлений» помимо самих явлений, феноменальный же мир противоречив, и «относительно каждой вещи можно выставить два противоположных тезиса» (фр. В 6а) Оппозиция истины—мнения оказывается снятой всякая истина есть чье-то мнение, и всякое мнение истинно Этот принцип сформулирован в начальных главах основного философского сочинения Протагора «Об истине» (другое название — «Опрокидывающие (друг друга) речи») «Человек есть мера всех вещей для реальных - их реальности, для нереальных — их нереальности» (фр. В 1 DK) Человек — это индивидуальный субъект восприятия, поэтому «каким что является мне, таково оно для меня и есть, а каким тебе — таково для тебя» (Платон Теэтет 152а) Согласно Дидиму Слепому ('Толкование на Псалмы», оггубл в 1968) Протагор говорит, что для всего, что есть, «быть» значит "являться»; «когда ты присутствуешь, то я являюсь тебе сидящим, а отсутствующему не являюсь сидящим; неясно, сижу ли я, или нет». Притязания прежней метафизики на статус рациональной теологии оказываются для феноменализма Протагора несостоятельными: «О богах я не могу знать ни того, что они есть, ни того, что их нет, ни как они выглядят, ибо много препятствий знанию: и неявленность (предмета), и краткость человеческой жизни (фр. В 4 из «О богах»). Однако осторожный религиозный агностицизм не спас Протагора от обвинений в атеизме. Его трактат «О первобытном состоянии» не сохранился, но некоторые идеи его, вероятно, переданы в мифе о происхождении человека, который Платон вкладывает в уста Протагора в одноименном диалоге (Prot. 320c sqq.): переход от дикости к цивилизации интерпретируется как компенсация биологических недостатков.
Фрагм. и свидетельства: DK II, 253—271; Untersteiner IV , Sofisti. Testimonialize e frammenti, fasc. I. Firenze, 1967, p. 14—117; Gronewald M. Ein neues Protagoras-Fragment.— «Zeitschrift fur Papyrologie und Epigraphik», 1968, Bd. 2, p. 1—2, в рус. пер.: Маковельский А. О. Софисты, вып. 1. Баку, 1940, с. 5—21.
Лит.: Нерсесянц В. С. Политические учения Др. Греции. VI., 1979, с 93-101; Богомолов А. С. Диалектический логос. М., 198/, с. 183— 192, Koch H.A. Homo mensura. Studien zu Protagoras und Gorgias. Tub, 1970 (Diss ); Bodin L. M J. Lire le Protagoras introdiction a la methode dialectique de Protagoras P, 1975, Mansfeld J Protagoras on epistemological obstacles and persons — KerferdG. B. (ed ). The Sophists and their legacy. Wiesbaden, 1981, p. 38-53; WoodrufP. Protagoras on the unseen. The evidence of Didymus.— The sophistic movement. Athens, 1984, p. 80—87; Huss B. Der Homo-Mensura-Satz des Protagoras. Ein Forschungsbericht.— «Gymnasium» 1996, 103, S. 229—257. См. также лит. к ст. Софисты.
А. В Лебедев
Разместил: Некром Дата: 10.10.2009 Прочитано: 4911
0
Распечатать

Дополнительно по данной категории

10.10.2009 - ПРУДОН (Proudhon) Пьер-Жозеф (15 января 1809, Безансон — 19 января 1865, Пасси)
10.10.2009 - ПТОЛЕМЕЙ (Ptolematos) Клавдий (ок 100-175 н э)-
07.10.2009 - ПУАНКАРЕ (Poincare) Анри (29 апреля 1854, Нанси -17 июля 1912, Париж)
07.10.2009 - ПУФЕНДОРФ (Pufendorf) Самюэль (8 января 1632, Хемниц—26 октября 1694, Берлин)
07.10.2009 - ПФЕНДЕР (Pfander) Александр (7 февраля 1870, Изелон -18 марта 1941, Мюнхен)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы