Принцип наглядности, первичности ощущений воплощается во всех его педагогических работах -
- «Великой дидактике» (Didactica magna, 1657, рус. пер.: 1875 -77);
- «Материнской школе» (1633, рус. пер.: 1892) - о воспитании ребенка в первые шесть лет жизни;
- «Открытой двери к языкам» (1631, рус. пер. 1892) - энциклопедическом учебнике латинского языка, переведенном на 16 языков мира,
«Мире чувственных вешей в картинках» (Orbis sensualium pictus, 1658, рус. пер.: 1768) - учебнике латинского языка для начинающих, который стал обязательной учебной книгой по «Уставу народных училищ в Российской империи» (1786).
Здесь реализована идея развития внешних органов чувств как главного источника познания у детей; правила перехода от конкретного к отвлеченному, от целого к части и обратно, от простого к сложному.
Его «Пансофия» («Pansophia») представляет попытку охватить в одной системе все человеческие знания таким образом, чтобы они составили одно логическое целое, в котором одно вытекает из другого, и знание было бы прочным, убедительным и всем доступным. Одинаковые знания всех обо всем должны стать средством всеобщего улучшения человечества, средством устранения споров и войн и осуществления международного сотрудничества.
С целью содействия распространению такого образования во всем мире К. пытался в своем труде «Панглотия» предложить универсальный язык и во всех своих пансофических и дидактических произведениях рекомендовал систему всеобщего обучения и воспитания для всех людей без различия положения, имущественного состояния, национальности и расы.
Коменский полагал, что для улучшения мира следует создать всемирный конгресс, на котором должен быть рассмотрен вопрос улучшения общественной жизни, религии, философии и политики.
Религиозные распри могут быть устранены при условии терпимости, улучшение философии может быть достигнуто путем устранения бесплодных размышлений и посредством изучения природы, организованного в международном масштабе, а улучшение международных отношений - путем выравнивания экономического и
культурного уровня всех народов.
Проект ученого со следами хилиастических идей вошел в знаменитый 7-томник «Всеобщий совет об улучшении дел человеческих» («De rerum humanarum emendatione consultatio catholica ad genus humanum»), выдвинувший Коменского в ряды выдающихся мыслителей своей эпохи, являясь переходом от социальных утопий Возрождения к общественным теориям эпохи Просвещения.
Идеи Коменского оказали громадное воздействие на все последующее развитие европейской педагогики и отдельных направлений философии.
|