Мировую известность получили труды ученого:
- по культуре европейского средневековья и Возрождения ("Осень средневековья" - 1919; "Эразм и век Реформации" - 1924) и
- по философии культуры ("Homo ludens" - "Человек играющий" - 1938 и др.)
- в области методологии исторического познания ("Новое направление в истории культуры", 1930 и др.)
Голландский исследователь творчества Й. Хёйзинги доктор Антон ван дер Лем, говоря о неослабевающей привлекательности работ своего знаменитого соотечественника, указывает на пять их наиболее существенных признаков:
1) Любовь к истории исключительно ради неё самой.
В подходе к изучению прошлого Хёйзинга, следуя Якобу Буркхардту, стремится не «извлечь уроки на будущее», но увидеть непреходящее.
2) Плюралистическое понимание истории и отказ от соблазнительных объяснений.
Истории - живой, многогранный процесс. который мог бы протекать и иначе. История не имеет ни цели, ни необходимости, ни двигателя, ни всеопределяющих принципов.
3) Дар образного воплощения исторических событий.
Хёйзинга не приемлет позитивистский взгляд на историю как на процесс, подлежащий рациональному объяснению. История для Хёйзинги не сообщение, не рассказ, а розыск, расследование.
4) Идея «исторической сенсации».
Хёйзинга сравнивает ощущение «исторической сенсации» с музыкальным переживанием, вернее с постижением мира через музыкальное переживание.
5) Этический императив.
Историк должен сохранять верность истине, по возможности корректируя свою субъективность. Стремление к истине - нравственный долг историка.
|