Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Нужно ли преподавать в ВУЗах дисциплину "Философия"?

Да
Нет
Не определился (-ась)


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 583
Комментарии: 0
Спонсоры

Философы

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

ХЁЙЗИНГА (Huizinga) Йохан (1872 - 1945)




Согласно определению Хёйзинги, игра - это «действие, протекающее в определенных рамках места, времени и смысла, в обозримом порядке, по добровольно принятым правилам и вне сферы материальной пользы и необходимости. Настроение игры есть отрешенность и воодушевление — священное или праздничное, смотря по тому, является ли игра сакральным действием или забавой. Само действие сопровождается чувствами подъема и напряжения и несет с собой радость и разрядку» (Homo ludens... /пер. В. Ошиса. - M., 1992. - С. 152).

Хёйзинга подчеркивает антиавторитарный характер игры, допущение возможности иного выбора, отсутствие гнета «серьезности». Всякая форма культуры есть «игра» именно потому, что она развертывается как свободный выбор. С ослаблением былого синкретизма в процессе бесконечной дифференциации форм культуры «культура в целом становится более серьезной. Кажется, что право и война, хозяйство, техника и познание теряют контакт с игрой... Оплотом цветущей и благородной игры остается тогда поэзия» (Там же. - С. 155).

Оперируя огромным фактическим материалом, прослеживая игровой момент культуры в рамках различных форм цивилизации, от архаических обществ до современного заданного мира, Хёйзинга не дает, однако, окончательного ответа на вопрос, явилась ли игра одним из факторов культуры, когда культура выступает как целое лишь во взаимодействии «игрового» и серьезного моментов, или же вся культура есть бесконечно развившийся и усложнившийся принцип игрового начала (итальянский исследователь О. Капитани считал эту дилемму «глубоко скрытой апорией» мысли Хёйзинги; сходное предположение высказывает У. Эко в предисловии к итальянскому изданию «Homo ludens»).

Несмотря на то, что ценность работы несколько приглушается неопределенностью ее выводов (ученый вынужден апеллировать к неразрешимой запутанности проблемы серьезного и игры), само выдвижение игры на роль важнейшего элемента человеческой истории сыграло исключительную роль в философии культуры, ибо Xёйзинга предопределил одну из ключевых тем современной культурологии, имеющей дело с целым рядом взаимосвязанных понятий: игра, карнавал, смех.

Многие труды Хёйзинги 30-40-х гг. содержат критику массовой культуры, в частности книга «В тени завтрашнего дня» (In de schaduw van morgen. 1935; рус. пер. 1982) близка работам Ортеги-и-Гассета, Г. Марселя (Марселем же написано предисловие к ее французскому изданию в 1939), К. Ясперса.

Критика его развивается в русле европейского гуманизма и неярко выраженного, но постоянно присутствующего религиозного пиетета к добродетели. Основные причины кризиса современной западной цивилизации Хёйзинга видит в явственно обозначившихся тенденциях к иррационализму и интуитивизму в философии и общественной жизни, в культе дологического, воинствующей мифологии, особенно в современной ему Германии.

Как на неизбежное следствие этого он указывает на релятивизацию нравственных ценностей, коллективный эгоизм, «гипернационализм», проявляющийся также в международной политике.

В работах Xёйзинга показывает упадок европейской общественной культуры («бесчестный мир», где господствуют «позорящие человека нормы морали», злоупотребление наукой в политических целях, крушение веры в прогресс и навязывание людям пессимистического мироощущения, разгул милитаризма).

Разместил: Философ Дата: 27.04.2009 Прочитано: 19880
0
Распечатать

Всего 1 на 6 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6 >>

Дополнительно по данной категории

07.11.2009 - ХОРНИ (Homey) Карен (16 сентября 1885, Гамбург — 4 декабря 1952, НьюЙорк)
07.11.2009 - ХОУМ (Ноте) Генри (Лорд Кеймс) (1696 - 1782)
07.11.2009 - ХРИСИПП (Hrisippos) из Сол (ок. 280/277, Солы, М. Азия — ок. 208/204 до н. э. Афины)
03.11.2009 - ХУ ШИ (Ху Сицзян, Ху Шичжи) (1891 - 1962)
03.11.2009 - ХЭБЕРЛИН (Haberlin) Пауль (17 февраля 1878, Кесвил 29 сентября 1960, Базель)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

философский камень
Полезное
Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы