Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Есть ли философия в России

Есть
Нет
Была в СССР
Ее никогда не было


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 730
Комментарии: 0
Спонсоры

Философы

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

АРНО (Arnauld) Антуан (16.02.1612, Париж – 8.08.1694, Брюссель)

Французский богослов, философ, логик, писатель-полемист, названный в свое время «великим Арно».

Происходил из семьи известного парижского адвоката (уроженца Оверни) Антуана Арно, был самым младшим из его двадцати детей. Готовился к адвокатской карьере, но пожертвовал ею ради «служения Богу». В 1641 защитил докторскую диссертацию по теологии в Сорбонне, стал преподавателем на факультете теологии и принял сан священника. Принадлежал к янсенистской общине аббатства Пор-Рояль.

В конце 30-х годов XVII в. в Пор-Рояле было 80 монахинь, а загородная часть монастыря превратилась в оплот янсенизма, и здесь образовалась мужская группа отшельников, среди которых находились как знатные дворяне, судьи, военные, так и ученые, теологи, врачи, и даже простые крестьяне. Главой монастыря и общины был аббат де Сен-Сиран (Жан Дювержье де Оран), прирождённый духовный наставник и руководитель; его речи, полные суровой трепетности, ясные и краткие, властно подчиняли умы и души слушателей. Именно Сен-Сиран существенно расширил размеры аббатства, приобретя в 1626г. недвижимость. в парижском предместье. В 1638г. аббат, обвиненный в ереси, был заключен в тюрьму кардиналом Ришелье (поначалу числившим его в своих друзьях, называвшим Сен-Сирана «самым ученым мужем Европы» и очень часто консультировавшимся у него по вопросам богословия). Именно Сен-Сиран отвлёк преуспевающего молодого богослова от схоластических исследований и направил его внимание на творения Августина.

После смерти аббата в 1643г. роль лидера Пор-Рояля перешла к Арно. Он занимался ученым просветительством, в т.ч. организацией школ для обучения детей из семей городской интеллигенции логике и грамматике. Кстати, одна из сестер Арно, Жаклина, известная впоследствии как мать Анжелика, начав свою религиозную деятельность с места помощницы настоятельницы в Пор-Рояле, уже в 10-летнем возрасте (в 1602г.) сама стала здешней аббатисой.

Всю свою жизнь Арно посвятил борьбе с иезуитами, написав множество памфлетов против их трактовки христианства, религиозной практики и «ослабленной морали»: «О частом причастии» (1643), «Моральная теология иезуитов», «Письмо к знатной особе», «Второе письмо к пэру Франции» (1655) и др. В ответ иезуиты организовали настоящую травлю «великого Арно» и добились его исключения в 1656г. из состава теологического факультета Сорбонны: богословский факультет выдворил Арно 124 голосами в противовес 71 за него и 15 воздержавшихся. 29 января 1656 г. Арно был исключен из списков докторов Сорбонны. В лице Арно церковь решила укротить всю элитную часть янсенистского движения. Ослабление янсенистов означало усиление позиций иезуитов. Иезуитская атака на янсенизм приняла открытые формы...

Арно решил привлечь общественное мнение Франции к «порочной деятельности» всесильного ордена иезуитов, чтобы раз и навсегда сокрушить его. Пор-Рояль поручил выполнить эту задачу Паскалю, в связи с чем им и были написаны «Письма к провинциалу» — антиклерикальный памфлет, всколыхнувший всю Францию и вызвавший полицейские преследования янсенистов из Пор-Рояля. Выступал Арно и против кальвинистов, чтобы отвести от янсенистов обвинения в «ереси» и спасти Пор-Рояль. Арно, Паскаль и др. отстаивали свободу воли человека, отрицаемую протестантами, и считали возможным согласовать ее с предопределением и благодатью.

В 1653 г. книга Корнелия Янсения «Августин...» была осуждена и строжайше запрещена папой римским Иннокентием X (1574 - 1655; понтификат 1644 -1655). Прелат католической церкви признал пять положений из книги опасно еретическими. Арно, узнав об этом, откликнулся на случившееся довольно смелым заявлением, в котором показывал, что папа-де справедливо осудил усмотренные церковью еретические положения, но не осудил тем самым никак самого учения Янсения, поскольку они, эти положения, на самом-то деле в нем не содержатся.

После разрыва с Сорбонной Арно окончательно перебрался в Пале-Рояль. Здесь он познакомился и подружился с Пьером Николем. Рассказывают, что когда однажды Николь предложил своему другу сложить хоть на время оружие критики и отдохнуть от борьбы с орденом иезуитов, то Арно с возмущением воскликнул: «Нам отдыхать!!? Для этого у нас есть вечность!».

Арно написал множество богословских сочинений по вопросам вероучения и католической догмы: «Церковная традиция в практике покаяния», «Непрерывность веры», «Согласование Евангелий» и др. Однако распря с иезуитами, их преследования и поддержка их позиций Людовиком XIV вынудили Арно в 1679 покинуть Францию и поселиться в Бельгии (сначала в Монсе, а затем в Брюсселе). Папа Иннокентий XI предлагал ему убежище в Риме, но Арно отказался. Он умер в изгнании, но сердце его было отправлено на родину и похоронено в загородном Пор-Рояле.

Разместил: Sanin Дата: 02.04.2009 Прочитано: 6720
0
Распечатать

Всего 1 на 6 страницах по 1 на каждой странице

1 2 3 4 5 6 >>

Дополнительно по данной категории

24.07.2009 - АВЛ ГЕЛЛИЙ (Aulus Geffius.Ageffius- искаженная форма» преобладающая в Средние века) (ок. 125/128?—по
24.07.2009 - АГАССИ (Aiassi) Джозеф (род. 1927, Иерусалим)
24.07.2009 - АГАЦЦИ (Agazzi) Эвандро (род. 2 октября 1934, Бергамо, Италия)
24.07.2009 - АДЖИТА КЕСАКАМБАЛИ (пали Ajita Kesakambali-«Непобедимый с хитоном из волос»)
23.07.2009 - АВЕНАРИУС (Avenarius) Рихард (19 ноября 1843, Париж—18 августа 1896, Цюрих)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

философский камень
Полезное
Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы