Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Вечная жизнь - а вам нужна она?

Да
Нет
Не решил
Земная не нужна


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 987
Комментарии: 0

Философы

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

НЬЮТОН Исаак (Newton, Isaac) (1643–1727)



Ньютоновская методология стала попыткой решить это противоречие: соединить универсальность и всеобщность суждений математического естествознания, ведущую к познанию мировой гармонии, с экспериментом и наблюдением. Такое соединение оказывалось возможным благодаря тому, что синтез мирового целого, к которому как к горизонту направлялась наука, предлагала теолого-метафизическая картина мира, выведенная за рамки науки, но продолжавшая воздействовать на науку, ориентировать ее поиск.

На общую мировоззренческую позицию Ньютона оказывали воздействие идеи арианства (приверженность которым он скрывал в условиях господства англиканской церкви), преломлявшиеся в сознании ученого убеждением в абсолютности и единстве мирового начала. Гипотеза абсолютного пространства (симпто-матизирующего присутствие в мире метафизического начала) выступает для Ньютона философско-теологической предпосылкой, на которой строится физическая теория: абсолютное пространство обладает особой активностью (является Sensorium Dei — «чувствилищем Бога»), наполняющей Вселенную единой жизнью.

В понятии абсолютного пространства соединены черты мировой души неоплатоников и эфира из натурфилософских концепций Ренессанса, а также магико-оккультных представлений о тайных силах, которыми наделена природа в целом и ее отдельные элементы. Ньютон размышлял о возможностях такого расширения сферы опыта, которое позволило бы осуществлять эмпирическое познание этих сил (отсюда его интерес к алхимии и герметизму). Наряду с индукцией, значение которой Ньютон неоднократно подчеркивал, следуя в этом Ф. Бэкону и Т. Гоббсу, он широко использовал в своих научных исследованиях метод идеализации, как математической, так и физической. Например, в определенных экспериментах тело может быть описано как действующая сила, тогда как другие его свойства при этом не учитываются. При исследовании силы притяжения Землей Луны первая рассматривается так, словно она представляет собой материальную точку, совпадающую с центром тяжести, и сосредоточивает в себе всю массу, остальные свойства отсутствуют и сила взаимодействия распространяется в пустоте, без помех. Хотя строгое понятие «материальной точки» было введено позже Эйлером, Ньютон фактически рассуждал так, словно ему это понятие было известно и имело явный методологический смысл.

Научная программа Ньютона предполагала в своем дальнейшем развитии объяснить с единой точки зрения не только механические, но и электрические, оптические и даже физиологические явления, т. е. стать универсальной научной картиной мира. Попытки в этом направлении были сделаны самим Ньютоном, который предложил считать свет потоком инертных частиц материи, что должно было, по его мнению, позволить применить законы механики к оптике; механические модели использовались Ньютоном и для объяснения химических реакций. Разработка этой программы составила содержание научной эволюции вплоть до рубежа 19—20 вв., а преодоление ее трудностей привело к новой научной революции, продолжающейся в настоящее время.

Важное место в мировоззрении Ньютона занимает его теория т. н. абсолютных пространства и времени: абсолютное пустое пространство является вместилищем материи и не зависит от нее, оставаясь «... всегда! одинаковым и неподвижным»

(Математические начала натуральной философии // Крылов А. Н. Собрание трудов. Т. 7., 1936. - С. 30); абсолютное время не имеет отношения к событиям, оно существует и длится равномерно само по себе.

С этим пониманием пространства и времени тесно связана идея Ньютона о дальнодействии, т. е. передачи движения от одного тела к другому мгновенно, через пустое пространство, без посредства материи. В своих ранних работах Ньютон предполагал, правда, существование материального эфира, который призван был объяснить не только процесс передачи тяготения, но и электростатические, магнитные, оптические и даже физиологические явления. Но во втором издании «Начал» он не использует модели эфира вследствие недостаточности опытных данных.

Разместил: Философ Дата: 30.05.2009 Прочитано: 19205
0
Распечатать

Всего 1 на 7 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6 7 >>

Дополнительно по данной категории

30.09.2009 - НОТКЕР ЛАБЕОН (NotkerusIII Labeo) (ок. 950, Тургау, сев. Швейцария—1022, Санкт-Галлен)
30.09.2009 - НОТТУРНО (Notturno) Марк Амадеус (род. 10 апреля 1953, Энглевуд, Нью-Джерси, США)
26.09.2009 - НУМЕНИЙ (Novigys) (2-я пол. 2 в. н. э.)
26.09.2009 - НУЦУБИДЗЕ Шалва Исакиевич (16 июля 1888, с. Парцха-наканеби — 6 января 1969, Тбилиси)
26.09.2009 - НЬЮМЕН (Newman) Джон Генри (21 ноября 1801, Лондон — 11 августа 1890, Бирмингем)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы