Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Вечная жизнь - а вам нужна она?

Да
Нет
Не решил
Земная не нужна


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 987
Комментарии: 0

Записки примата (аморальные рассуждения)




2. Я знаю, что я ничего не знаю.


При попытке ответить на вопрос о Человеке и Человечестве и их месте в мире, о Душе и Духе, мы неизбежно упираемся в некоторые гносеологические трудности, так как это всего лишь вербальные (словесные) понятия и необходимо рассмотреть, как они соотносятся с реальным миром . Никакому животному, включая и нас приматов, не позволено самонадеянно утверждать, что мир, распознаваемый (создаваемый) его органами чувств и мозгом, соответствует единственно реальному миру . Известная нам вселенная является результатом наблюдений тех, кто ее наблюдает, является всего лишь одной из бесчисленно возможных моделей мира.

В повседневной жизни нас окружают модели реальных объектов. Карта города является его моделью на плоскости, архитектурный проект - моделью здания, может быть пока еще не существующего. Это примеры материальных моделей, которые мы используем в своей практической деятельности, получая информацию от них через органы чувств, но в нашем сознании существуют идеальные (нематериальные) модели, которыми мозг может непосредственно оперировать.

Человеку, использующему в своей деятельности компьютер по крайней мере, теоретически известно, что модели объектов в памяти компьютера представлены в виде виртуальной реальности, состоящей из ячеек памяти и битового представления в них параметров и информационных законов их преобразования. Таким образом, модель реального объекта, например вазы, в компьютере лишена цвета, массы, пространства и других, привычных для нас представлений о мире, но тем не менее, ее можно повернуть в этом виртуальном пространстве, разрезать, изменить материал. Все это происходит в виртуальной реальности лишенной объема, поверхностей, цвета и т.д., и лишь при необходимости компьютер интерпретирует свою модель по законам нашего восприятия и создает на экране трехмерный цветной образ, привычный для нашего представления.

Человеческая же модель мира это единство врожденных инстинктов; понятий и образов, созданных на основе сигналов идущих от органов чувств; понятий и образов, воспринимаемых сознанием через вторую (вербальную) сигнальную систему.

Эта модель и есть тот иллюзорный мир (майя), который кажется нам реальностью. Он создается разумом и фантазией людей на основании информации полученной от органов чувств и существует только в наших головах, реальный же мир непостижим, абстрактен, равнодушен и совершенно не похож на тот идеальный, иллюзорный мир, к которому мы привыкли, как виртуальный мир компьютера не похож на объекты, отображаемые на экране монитора. Мы не можем описать что бы то ни было как оно есть, но только как оно представляется нашему уму .

Необходимо оговориться, что разделения мира на модель и реальный мир это абстрактные построения, а выражения типа модель существует в нашем сознании - это пространственные аналогии информационных процессов, только аналогии, пользоваться которыми нужно крайне осторожно во избежание логических парадоксов. Нематериальные модели не локализованы в пространстве материальных объектов, не имеют объема и не могут находиться внутри чего ни будь.

Кавычки в выражениях реальный мир, реальность и в подобных им означают, что речь идет не о чувственной модели, которую сознание воспринимает, как реальность, а о глубинной реальности, которую мы не воспринимаем непосредственно и взаимодействуем с ней через нервные окончания мозга.

Мир предстает перед нами нерушимо объективным и реальным в силу особенностей нашего восприятия и принятой модели реальности, если принять другую модель, то представления о мире, которые казались такими объективными и реальными - изменятся. Именно усвоенная нами модель мира заставляет видеть нас звезды на ночном небе, как светящиеся точки, а не как дырочки в темной полусфере или воспринимать кораллы как живые организмы. Но мы не вправе утверждать, что в реальном мире есть даже такие с детства знакомые нам основополагающие сущности, как Пространство и Время, Материя и Движение, есть мертвая или живая материя, есть личности, есть хоть что-то для нас привычное, но мы не вправе и отрицать существование всего этого. То есть мы не можем делать проверяемых утверждений или отрицаний об объективной реальности, так как мы не воспринимаем реальность, но лишь принимаем сигналы исходящие из нее, интерпретируя их по мере получения, и быстро и бессознательно подгоняя полученные данные к существующей у нас в сознании модели мира.

Мы можем только предположить, что в реальности протекают какие-то информационные процессы, которые интерпретируются нами как материя, время, дух, человек и т.д. Только предположить, ведь когда мы утверждаем, что можем познать мир последовательно изучая его отдельные проявления, - это все равно, что сказать, что Тихий океан следует пить стаканами, осушая постепенно, раз он не может быть выпит залпом.

Очевидно, что полная и точная модель чего либо является точной копией своего прототипа и по сложности ни в чем не уступает ему. Единственная вещь, которая в точности равняется вселенной, - это сама вселенная, поэтому все созданные и создаваемые модели естественно не полны, и не отражают реальных законов и процессов, происходящих в непознаваемой объективной реальности .

В самом поверхностном приближении реальный мир отличается от привычного для нас мира, созданного органами чувств и мозгом, не менее чем виртуальный мир компьютера от красочной картинки на экране/

Вспомним, что в компьютерной памяти существуют лишь некие абстрактные параметры и алгоритмы (законы) их преобразований. Предположим, что мы с помощью программы трехмерной графики создали на компьютере интерьер жилой комнаты и занимаемся в ней расстановкой мебели. С помощью средств компьютерной графики мы переместили, например, кресло из одного угла комнаты в другой, что отобразилось на экране, но в виртуальном пространстве компьютера - его памяти никаких реальных перемещений не произошло. Параметры (значения) описывающие виртуальное кресло остались в тех же ячейках памяти, где они были до его перемещения, а изменились лишь числовые значения его координат. Кроме того, параметры, описывающие детали кресла совершенно не обязательно находятся в непосредственной близости друг от друга в памяти компьютера, они имеют лишь близкие числовые значения координат.

На возможности построения моделей в памяти компьютера основаны компьютерные игры так называемой виртуальной реальности, где к органам чувств человека информация поступает не из реального мира, а с помощью технических приспособлений из памяти компьютера, в котором смоделирован красочный трехмерный мир с реально существующими для играющего фантастическими ландшафтами и чудовищами. Чудовища перемещаются, герой прячется за скалу, но в компьютерной памяти изменяются лишь значения освещенности, значения координат и другие параметры, описывающие каждое состояние виртуальной реальности. Играющий поднимает руку и толкает огромный камень, он ощущает сопротивление каменной глыбы и видит падение камня в пропасть, то есть играющий не только воспринимает, но и действует в абстрактной виртуальной реальности состоящей лишь из параметров и законов. Да, это иллюзия, но и в реальной жизни мы не ощущаем ничего, кроме информации поступающей в мозг. Игровые установки виртуальной реальности не мысленный эксперимент, а элемент повседневности, заплатив соответствующую сумму, каждый на себе может проверить, сколь обманчив реальный, чувственный мир.

Из примера видно, что нет никакой необходимости приписывать миру, из которого мозг посредством органов чувств получает информацию, и где мозг действуем посредством нервных импульсов, идущим к нашему телу, реальное существование пространства, массы, поверхностей, движения и других реальностей модели мира, сотворенной самим нашим мозгом.

То есть для сознания неважно, какие реальные процессы происходят в мире, лишь бы их воздействия на органы чувств совпадали с нашим чувственным опытом.

Это подтверждается тем, что по мере усложнения знаний о мире становится все сложнее чувственная интерпретация результатов теоретических исследований физиков, так как их уравнения становятся все более абстрактными, не имеющими аналогий в чувственном опыте. Физики, отказавшись от интерпретаций своих уравнений, лишь проверяют значения их параметров и решений на соответствие процессам реального мира или, что, точнее, информации поступающей в их мозг из реального мира .

То есть они изучают не реальный мир, а информационные потоки и создают абстрактную математическую модель, надеясь, что она состоит из конечного количества параметров и законов, и что изменения ее параметров и действующие в ней законы аналогичны параметрам и законам, действующим вне мозга. В этой модели нет чувственных образов присущих мышлению примата, и незачем, преумножая сущности сверх необходимости , выдвигать гипотезы о существовании в реальном мире призраков, таких как Движение, Масса, Объем, Тепло, Твердое тело, Живая клетка, и т.д. Мозг воспринимает информацию и только информацию, хранит и упорядочивает ее, превращая в знание, создает модель, где в виде образов реально присутствуют все эти сущности, но он не в силах создать или разместить их за своими пределами.

Материю создает сознание, наш чувственный опыт и она существует лишь в нашем сознании.

Сознание отвергает логические построения, противоречащие чувственному опыту. Трудно себе представить, что ощущения человека, переходящего из комнаты в комнату, в реальном мире вполне вероятно соответствуют всего лишь изменениям некоторых абстрактных параметров, а само человеческое тело не локализовано в нашем обыденном понятии, к тому же и его тело, комнаты и все, что его окружает, есть абстрактные информационные процессы, не обладающие ни объемом, ни массой, ни формой.

За доказательством существования материи сознание обращается к чувственному опыту. Но не забывайте, что для ощущения тепла нет необходимости в существовании самого тепла, и, как мы знаем из физики, тепло - это хаотическое колебание молекул, так почему же мы имеем право утверждать, что существует твердое тело, лишь на том основании, что мы ощущаем твердость предмета, или что существует масса тела, если мы ощущаем его вес.

Попытка познать устройство реального мира, изучая его посредством чувственных образов и анализа модели мира, которую мы принимаем за реальность, это то же самое, что пытаться узнать устройство компьютера, изучая интерьер комнаты, смоделированный на экране. Все это вовсе не означает, что мы реально существуем в каком-то огромном компьютере. Это было бы слишком поверхностной и упрощенной аналогией. Рассуждения о параметрах, законах и примеры с виртуальной реальностью компьютера не являются попыткой разобраться в том, как устроен реальный мир, что в принципе невозможно. Это попытка осознать основы взаимодействия реальности и сознания, являющегося ее частью, то есть создать вербальную модель этого взаимодействия, где реальность рассматривается, как черный ящик - объект, о котором нам ничего не известно кроме его ответных реакций на воздействия нервных импульсов, идущих к нашему телу, управляющих руками, ногами и т.д.. Эти ответные реакции мы воспринимаем с помощью наших органов чувств.

Можно возразить, что и органы чувств, и информация тоже всего лишь призраки, такие же как масса, пространство и др., что мы не можем определенно сказать, где кончаются иллюзии и начинается реальность . Да это так, и поэтому для создания вербальной модели взаимодействия сознания с объективной реальностью, нам необходимо сделать некоторые недоказуемые, не подлежащие проверке опытом предположения о реальном мире, но количество таких предположений необходимо свести к минимуму, не преумножая сущности сверх необходимости .

Достаточным является существование объективной реальности, сознания и информации, поступающей из объективной реальности в сознание и из сознания в объективную реальность .

Необходимых сущностей намного меньше, чем в физике, которую мы привыкли считать наукой об окружающем мире, но физика изучает не реальный мир, а лишь повторяющиеся закономерности в потоках информации из реальности в сознание и обратно, это же изучают и все другие науки, создавая каждая свой абстрактный язык для описания информационного взаимодействия сознания с реальностью .

В европейских языках отчетливо выступает различие между предметами и действиями, хотя и не всегда логично обоснованное, а в китайском языке многие слова являются одновременно и глаголами и существительными, так что человеку, мыслящему по-китайски, нетрудно видеть, что предметы тоже являются действиями, и что наш мир совокупность скорее процессов, чем сущностей.

Соответствие наших предположений реальному миру можно проверить, анализируя следствия, вытекающие из создаваемых моделей, так же, как проверяются уравнения теоретической физики. То есть модель должна быть внутренне непротиворечива и следствия из нее не должны противоречить информации, поступающей в мозг извне.

Возникает вопрос о необходимости построения абстрактных рассуждений о реальности, не могущих кардинально изменить нашу чувственную модель мира, модель, которую мы воспринимаем как сам мир, где мы живем, радуемся и страдаем. Да, сам мир не изменяется, но Человеческая модель мира, в отличие от модели мира приматов, включает в себя как минимум две модели: чувственную и вербальную (знаковую, словесную), единство которых возникает на более высоком уровне, чем чувственные или вербальные плоскости, и она без сомнения изменяется.

Новый взгляд на мир позволяет по новому ответить на древнейшие вопросы стоящие перед человеком о Материи и Духе, Человеке и Человечестве, на которые ответ может быть лишь в вербальной плоскости потому, что предметы, явления и события имеют границы не по самой своей природе, а лишь в человеческом описании; и способ, которым мы описываем (разделяем) их, относителен, и зависит от разных точек зрения. Реально существует лишь поток информации в сознание и обратно и в этом заключается единство мира, как единого потока информации из которого мы вследствие особенностей нашего мышления вычленяем объекты и сущности.

В соответствии с выбранной Моделью человек совершает реальные поступки. Например, если в социальной модели индивидуума общество не рассматривается как единое целое, а является суммой личностей, то человек не ощущает себя частью социума. Человек с такой моделью мира крайне эгоистичен, политически и социально пассивен и наоборот.

Отдельные модели мира представляют реальность столь различно, что картины противоречат друг другу, но эти противоречия не противоречат единству реальности . Геометрическая аналогия этого рассуждения описана в книге В. Франкла Человек в поисках смысла . Проекциями цилиндра на две двумерные плоскости являются и круг, и прямоугольник, но никакого противоречия в трехмерном цилиндре нет.

Все высказывания о Мире и Человеке, в каждом отдельно взятом измерении сами по себе правомерны, но при этом надо всегда осознавать ограниченную правоту этих высказываний, обусловленную их одномерным характером. Обычно человеческий организм понимается как целое, хотя с точки зрения физики это совокупность атомов, с точки зрения физиологии в нем столько объектов, сколько органов, клеток и др., а с точки зрения социологии - это всего лишь частица более крупного целого, которое называется нацией, классом и др. Можно описывать сущность человеческой жизни как процесс окисления и сгорания (плоскость биохимии), или как существование личности (плоскость психологии), единство человека возникает в его многомерной модели.

Рассмотрим понятие Человека в двух плоскостях: представителя отряда приматов и носителя Духа.

Разместил: Философ Прочитано: 14185
Распечатать

Всего 1 на 4 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 >>

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы