1. Антитеза эмпиризма и рационализма как выражение проблемы научного метода
2. «Генетический тезис» эмпиризма и принцип эмпиричности. Идея научного эксперимента
3. Принцип эмпиричности в структуре научного метода: мировоззренческий, нормативный и инструментальный аспекты
1. Отношение эмпиризма вообще к рационализму и критицизму.
2. Формы эмпиризма.
3. Общая характеристика наивного эмпиризма.
4. Различие призрака от бытия в непосредственном восприятии.
5. Бытие и призрак в учениях древних космологов. 6. Позднейшие космологи и наивно эмпирическая теория восприятия
1. Новая естественная наука и учение Локка о первичных и вторичных качествах.
2. Тесная связь с механическим миросозерцанием.
3. Гносеологическое обоснование Локком различия качеств. Переход к чистому эмпиризму
Бессодержательность аргументов Локка пытался показать Беркли, указывая на произвольность различения познания через ощущение и интуитивного познания и на невозможность установить путем доказательства какой-нибудь объективный факт на основании случайного и, во всяком случае, непостоянного согласия различных чувственных впечатлений.
Подобно субъективизму и психологизму Беркли, потерпела неудачу вскоре предпринятая затем вторая попытка подняться от предпосылок Локка к чистому эмпиризму: сенсуализм.
Среднее положение между субъективизмом Беркли и объективизмом Кондильяка занимает, наконец, теория Давида Юме, важнейшая попытка провести точку зрения чистого эмпиризма.
Называя допущение объективной действительности практически полезной «верой» и видя задачу науки в том, чтобы расположить все явления по отношениям сосуществования и временной последовательности, данным через ассоциацию идей, основывающуюся на привычке, Юм, следовательно, уже вполне ясно охарактеризовал точку зрения, принципиально защищаемую также «феноменализмом».