Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Как произошел человек?

От обезьяны (путем эволюции)
Был создан Демиургом
Занесен иноплатным разумом
Свой вариант


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 916
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Космология Плотина



Но если Бог не является источником зла, почему же Он все-таки попускает его присутствие? Плотин находит некое внутрикосмическое оправдание зла, а именно – с точки зрения космоса как целого: «Зло есть нечто полезное для целого» (III, 5, 16). Обвиняющие Промысл в существовании зла, по словам Плотина, «подобны людям, которые, будучи несведущими в искусстве живописи, обвиняют художников в том, что они не везде употребляют одинаково прекрасные цвета» (III, 2, 11). Красота космоса разнообразна, мир соткан из противоречий, и поэтому присутствие зла есть своего рода необходимость. Ведь если сравнить историю с драмой, то «будет далеко не прекрасно, если из драмы изъять худшие характеры, ибо она получает свою полноту именно от них» (III, 2, 11).

3. Различение божественной сущности и энергий

Плотину принадлежит разделение божественной сущности и энергий, он говорит: «Сущность Первоединого одна, энергии же множественны. Возможно ли это? Лишь в том случае, если энергии отличны от сущности, в противном случае в Единое вносится множественность» (V, 3, 12)[13]. У Плотина есть рассуждения о Мировой Душе и ее взаимоотношениях с миром: «Как же единая сущность присутствует во многих? Или так, будто она во всех присутствует целиком, или так, что от целой и единой – множество, а сама она пребывает без раздробления..., и отдает себя во множество и не отдает. Она ведь достаточна для того, чтобы передавать себя всему и вместе с тем оставаться единой» (IV, 9, 5).

Плотин: «этот мир есть творение высшей Природы, создающей низший мир, подобный своему естеству» (III. 2,3).

4. Вселенная

Из небесных тел наихудшее – Земля, самые совершенные существа – ближайшие к небесной периферии. Звезды и планеты состоят из эфира – особой стихии – и находятся в круговом движении, наиболее совершенном, так как оно – точнейший образ “Ума”; в качестве внутреннего, движение “Ума” есть одновременно и движение и стояние: в чувственном мире оно наиболее приближается к круговому, так как заставляет предмет двигаться в одном и том же месте. Так как мир – порождение вещества и мысли, то и движение мира должно быть замкнутым в себе, круговым движением.

Плотин утверждал высшую разумность небесных светил: они лишены всех низших психических функций, каковы, например, память и восприятие, и деятельность их – исключительно деятельность разума. Поэтому все, кто обращается к светилам с молитвой и рассчитывает быть услышанным, надеясь на способность их к чувственному восприятию, ошибаются.

Не только светила – разумные существа, но и наша Земля одушевлена, так как одушевленный в целом мир не может состоять из существ неодушевленных, и состоящая из огромного множества одушевленных существ Земля не может не быть сама одушевленной.

По учению Плотина, в чувственном мире, кроме видимых богов, существуют и невидимые. Видимые боги – небесные светила. Представление Плотина о невидимых богах чувственного мира не ясно.

Помимо богов, Плотин признает также существование демонов, сближаясь в этом веровании с греческим народным политеизмом. Демоны – существа средние между богами и душой человека. Демоны имеют больше силы, чем душа человека, однако не лишены низших проявлений психической жизни. Так единое божество расширяется у Плотина в одну непрерывную иерархию, или градацию божеств.
Разместил: rat Дата: 22.03.2009 Прочитано: 11208
Распечатать

Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2

Дополнительно по данной категории

22.03.2009 - Плотин (204–270)
22.03.2009 - Характер философии Плотина
22.03.2009 - Разум по Плотину
22.03.2009 - Онтология Плотина
22.03.2009 - Генезис Плотина

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы