Но если Бог не является источником зла, почему же Он все-таки попускает его присутствие? Плотин находит некое внутрикосмическое оправдание зла, а именно – с точки зрения космоса как целого: «Зло есть нечто полезное для целого» (III, 5, 16). Обвиняющие Промысл в существовании зла, по словам Плотина, «подобны людям, которые, будучи несведущими в искусстве живописи, обвиняют художников в том, что они не везде употребляют одинаково прекрасные цвета» (III, 2, 11). Красота космоса разнообразна, мир соткан из противоречий, и поэтому присутствие зла есть своего рода необходимость. Ведь если сравнить историю с драмой, то «будет далеко не прекрасно, если из драмы изъять худшие характеры, ибо она получает свою полноту именно от них» (III, 2, 11).
3. Различение божественной сущности и энергий
Плотину принадлежит разделение божественной сущности и энергий, он говорит: «Сущность Первоединого одна, энергии же множественны. Возможно ли это? Лишь в том случае, если энергии отличны от сущности, в противном случае в Единое вносится множественность» (V, 3, 12)[13]. У Плотина есть рассуждения о Мировой Душе и ее взаимоотношениях с миром: «Как же единая сущность присутствует во многих? Или так, будто она во всех присутствует целиком, или так, что от целой и единой – множество, а сама она пребывает без раздробления..., и отдает себя во множество и не отдает. Она ведь достаточна для того, чтобы передавать себя всему и вместе с тем оставаться единой» (IV, 9, 5).
Плотин: «этот мир есть творение высшей Природы, создающей низший мир, подобный своему естеству» (III. 2,3).
4. Вселенная
Из небесных тел наихудшее – Земля, самые совершенные существа – ближайшие к небесной периферии. Звезды и планеты состоят из эфира – особой стихии – и находятся в круговом движении, наиболее совершенном, так как оно – точнейший образ “Ума”; в качестве внутреннего, движение “Ума” есть одновременно и движение и стояние: в чувственном мире оно наиболее приближается к круговому, так как заставляет предмет двигаться в одном и том же месте. Так как мир – порождение вещества и мысли, то и движение мира должно быть замкнутым в себе, круговым движением.
Плотин утверждал высшую разумность небесных светил: они лишены всех низших психических функций, каковы, например, память и восприятие, и деятельность их – исключительно деятельность разума. Поэтому все, кто обращается к светилам с молитвой и рассчитывает быть услышанным, надеясь на способность их к чувственному восприятию, ошибаются.
Не только светила – разумные существа, но и наша Земля одушевлена, так как одушевленный в целом мир не может состоять из существ неодушевленных, и состоящая из огромного множества одушевленных существ Земля не может не быть сама одушевленной.
По учению Плотина, в чувственном мире, кроме видимых богов, существуют и невидимые. Видимые боги – небесные светила. Представление Плотина о невидимых богах чувственного мира не ясно.
Помимо богов, Плотин признает также существование демонов, сближаясь в этом веровании с греческим народным политеизмом. Демоны – существа средние между богами и душой человека. Демоны имеют больше силы, чем душа человека, однако не лишены низших проявлений психической жизни. Так единое божество расширяется у Плотина в одну непрерывную иерархию, или градацию божеств. |