Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Мудрость - это

Интеллект
Эрудиция
Созидательный жизненный опыт
Творческое мышление


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1171
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Разум по Плотину

1. Преодоление конечного разума
2. Борьба Плотина с гностической абсолютизацией “естественного” разума
3. Утверждение бессмертия души

Преодоление конечного разума


1. «В начале разум и все разум»

Исходная точка зрения Плотина: в начале разум и все разум (Arxe oun logos kai panta logos, III, 2, 15). Разум есть законодатель, творец, он есть одновременно источник и истины, и добра. Т. обр., “истинная философия” и “лучшая философия” сливаются воедино. "…хорошая жизнь принадлежит не тем, кто испытывают радости, а тому, кто может знать, что радости есть добро; и причина хорошей жизни – не в радостях, но в возможности судить, что радость есть добро; способность судить, значит, лучше, чем способность воспринимать; в первой логос или разум; и никогда неразумное не может быть лучше разумного. Как может разум, отрекшись от самого себя, признать что-либо ему противоположное за лучшее?".

Разум ни за что не признает, что над ним есть что-то не такое, как он, и никогда не откажется от самого себя и от своих суверенных, державных прав. Ему дано – и только ему одному – судить о том, что есть истина и что есть добро. Истина – в том, что в видимом мире господствует закон тления, добро – в том, чтобы искать не того, чего человек хочет, а того, что Разум ему предпишет считать за лучшее: "как прекрасно лицо справедливости и умеренности (soprosunns) – прекраснее вечерней и утренней звезды".

Здесь Плотин довольно близок к стоицизму: роковое сознание бессилия перед смертью принуждает Плотина ставить мир моральный над миром реальным, подменять онтологию этикой. – Греческая философия, философия разума неизбежно должна была прийти к подмене онтологии этикой. Раз богов нет – мир остается бесхозяйным, безначальным. Как жить в таком мире? В нем все неверно, все случайно, все преходяще. В нем нет правды, нет справедливости. Так учили древние, таким им открывался мир, когда они на него глядели глазами только разума. Таким мир представлялся и Плотину.

2. Иной мир

Поэтому вслед за своими предшественниками Плотин был поставлен в необходимость найти взамен этого мира – иной мир, который бы удовлетворял требованиям разума. В этом отношении Плотин идет по проложенным до него путям и всеми силами стремится доказать, что "видимый мир" есть мир лживый, мир призраков и небытия, а единственный истинный мир есть мир моральный.

Разум, исходя из самоочевидных истин (I, 3, 5), решает, что он может и чего он не может или, как он предпочитает выражаться, что возможно и что невозможно. Мудрость же, убежденная, что никоим образом неразумное не может быть лучше разумного, возможное для разума называет добром, невозможное для него – злом или, еще того больше (это уже у Плотина – стоики на такое не отваживались), возможное для разума – истинной реальностью, невозможное для разума – призраком и иллюзией.

Непосредственные впечатления Плотин считает первородным грехом; начало зла – дерзость (tolma) и рождение, и первое отделение, и желание (душ) принадлежать самим себе (V, 1,1). Соответственно этому катарсис, т. е. моральное совершенствование, становится методом искания истины, путем к истине. Катарсис же состоит в том (III, 6, 5), чтобы изолировать душу, не давать ей привязываться к другим вещам, не давать ей даже глядеть на них. Отсюда, совсем как у Эпиктета, презрение к так называемым телесным благам (I, 4, 14). Все вообще, что не во власти человека, есть только призрачное, воображаемое бытие. «И здесь (т. е. в жизни), как в театре, это не внутренний человек, а тень его, внешний человек, предается жалобам, вопит» (III, 2, 15).

3. Путь в “общее бытие”

Мудрость требует, чтобы люди глядели на мир глазами разума, чтобы они ценили не то, к чему их влечет, ненавидели не то, что им противно, – чтобы они вообще не любили и ненавидели, а только судили: судили по преподанным ею, готовым, для всех равным правилам и только о том, что есть "добро" и что есть "зло". Поэтому она называет «внешним человеком» того, кто «вопит, предается жалобам».

Поэтому-то мудрость объявляет отдельного человека в его отдельности – не только призрачным, но незаконно, греховно вырвавшимся к бытию и в его появлении видит tolma – нечестивую дерзость. Соответственно этому свою задачу она полагает в том, чтоб вытолкать из бытия этого дерзновенного пришельца, вогнать его обратно в то общее бытие, из которого он самовольно ушел. В этом, и только в этом, всегда была задача мудрости: смирить непокорного человека. (Тут можно вспомнить псалом 31: «Не будь яко конь и меск, в нихже нет разума…» – «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе».).

4. Мораль

Т. обр., мудрость оказывается только другим названием для морали. Мудрость требует и повелевает так же, как и мораль. Ее последнее желание – переделать, преобразить и мир, и человека. Но с миром она сладить не может, с человеком же легче справиться. Человека можно привести к повиновению, можно угрозами и соблазнами убедить его, что высшая добродетель – смирение, что самостоятельное бытие есть грех и преступление, что он должен помышлять не о себе, а о “целом”, любить не утреннюю и вечернюю звезду, а умеренность и называть Разум божественным даже тогда, когда убивают сыновей, бесчестят дочерей, разрушают отечество – а он, этот божественный Разум, который похвалялся, что может все что хочет, ограничивается рассуждениями на тему, что тут терпит только “внешний человек” и только внешний человек вопит как бедный Иов. И когда, на самом деле или только в воображении, разум при помощи морали заставит умолкнуть “отдельного человека” – только тогда философия достигает своей последней цели: онтология, учение о действительно существующем, превращается в этику и мудрец становится неограниченным повелителем над вселенной.

Разместил: rat Дата: 22.03.2009 Прочитано: 15022
Распечатать

Всего 1 на 5 страницах по 1 на каждой странице

1 2 3 4 5 >>

Дополнительно по данной категории

22.03.2009 - Плотин (204–270)
22.03.2009 - Характер философии Плотина
22.03.2009 - Онтология Плотина
22.03.2009 - Генезис Плотина
22.03.2009 - Космология Плотина

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы