Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Нужно ли преподавать в ВУЗах дисциплину "Философия"?

Да
Нет
Не определился (-ась)


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1419
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Космология Плотина

1. Умаление
2. Материальность как исказительница идей
3. Различение божественной сущности и энергий
4. Вселенная

1. Умаление

Высшая Душа рождает богов и бесплотных звездных духов, низшая Душа или природа размножается в демонских, человеческих, животных и растительных душах, сгущая для них "небытие" материи в соответствующие тела, подлежащие обманчивой чувственности. Как свет и тепло по мере удаления от своего источника ослабевают и, наконец, исчезают в совершенном мраке и холоде, так эманации божественного света и тепла через Ум и Душу – пока не доходят до полного отсутствия или лишения (сте'рисис,) истины и блага в материи, которая есть, следовательно, не-сущее и зло. Но если материя, или субстрат видимого мира, имеет такой чисто отрицательный характер, то форма взята Душой из высшего идеального космоса; с этой стороны чувственный мир разумен и прекрасен.

Материю Плотин понимает как принцип становления идей в пространственно-временном инобытии, называя ее "восприемницей" и "кормилицей" идей. Сама материя не субстанциальна, это лишь возможность бытия: «Материи не принадлежит бытие, она есть поистине не-сущее (mh on) стремящееся к бытийности» (III, б, 7). Иногда материя парадоксально именуется Плотином как «сущно не-сущее» (II, 5, 5). Само это выражение заимствовано у Платона, употребившего его при рассмотрении диалектической связи понятий бытия и небытия.

В христианской догматике является общепринятым выражение “творение из не-сущего”. В богослужебных текстах: «Иже от несущих вся приведый...». Здесь термин "несущее" означает не материю, но как раз ее отсутствие.

По Плотину, материя становится реальным веществом лишь тогда, когда через нее проходят те или иные идеи (логосы). А поскольку бытие и все качества принадлежат идеям, то взятая сама по себе материя не имеет ни бытия, ни каких-либо качеств, она есть ничто[12]. Как видим, Плотин понимает материю по-платоновски, как ничто (отцы Церкви склонны отождествлять материю с веществом). Если бы можно было говорить об идее творения у Плотина, то “творение из ничего” означало бы у него творение из его ничто-материи.

2. Материальность как исказительница идей

Теперь рассмотрим другую сторону учения о материи у Плотина, а именно то, что результатом воплощения идей в материи является умаление (стерисис,) блага, и в этом смысле материя проявляет себя как зло. Материя искажает идеи; переходя из вечности в состояние становления, идеи гибнут в материи. Плотин пишет: «Идеи в материи – это не то, что идеи сами по себе. Они уже являются внутри материальными логосами, погибшими в материи и заново вылепленными ее природой... Ведь она, став госпожой того, что получило в ней свой образ, тут же и губит его, разрушает его природу, будучи его противоположностью» (1, 8, 8). Поэтому «зло следует понимать как уменьшение блага» (111, 2, 5). «Зло не имеет сущности, бытия, поскольку причиной зла, изначальным злом является материя» (I, 8, 14), а материя есть несущее.

Разместил: rat Дата: 22.03.2009 Прочитано: 11183
Распечатать

Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице

1 2 >>

Дополнительно по данной категории

22.03.2009 - Плотин (204–270)
22.03.2009 - Характер философии Плотина
22.03.2009 - Разум по Плотину
22.03.2009 - Онтология Плотина
22.03.2009 - Генезис Плотина

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы