Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Высшая ценность - это

Личные принципы
Бог, Высший разум
Сама жизнь
Другой вариант


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1004
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Левкипп (Λεύκιππος) (5 в. до н. э.)



Атомистика оказалась одним из путей разрешения вопросов, поставленных Зеноном. Носителями истинно сущего объявляются атомы: вечные, цельные (без пустот), неизменные и абсолютные кусочки бытия и пустота (“небытие”). Согласно постановлению Латеранского собора, принимающий атомизм автоматически становится у католиков еретиком.

Собственно говоря, для Левкиппа существуют лишь атомы и пустота. Небытие для Левкиппа – это пустота, и это серьезное отличие его от Парменида. Такую пустоту, как небытие, легко представить. Для Левкиппа небытие есть пустота, а для Парменида – это логическая категория, противоречащая определению. Левкипп утверждал, что существуют лишь атомы и пустота, все остальное – в мнении. В этой фразе – смысл всей его философии.

При этом он мыслил бытие как атомы, а небытие как пустоту. Если элеаты рассматривали проблемы множественности и движения отвлеченно-теоретически, умозрительно, то теория Левкиппа с самого начала была ориентирована на объяснение явлений эмпирического, очевидного мира. Так что, атомизм возник отнюдь не в результате эмпирических наблюдений (например, движение мельчайших пылинок в солнечном луче), а в результате развития определенных теоретических понятий. Эмпирические наблюдения привлекались уже потом, в целях демонстрации, и играют роль наглядных моделей атомистической теории.

Атом, согласно Левкиппу, не содержит в себе пустоты, а потому он неизменяем по своей природе, но нельзя ни разрезать, ни уплотнить, ни “разрыхлить”, он вечен и неизменен, – а, стало быть, имеет почти все атрибуты, которыми Парменид наделил бытие. Почти – потому что, помимо бытия, атомисты допускают существование небытия; небытию, как и бытию, они дают физическую интерпретацию: небытие – это пустота; она разграничивает бытие, а потому она предстает как множественное, – атомов много. И благодаря наличию небытия (как пустоты) бытие приобретает атрибут, который за ним отрицал Парменид, – движение. Этим-то движением и объясняются те свойства чувственного мира, которые элеаты объявляли пустотой видимостью: изменчивость всех предметов и явлений чувственного мира. Для того. чтобы объяснить все многообразие эмпирического мира, Левкипп вводит дополнительную характеристику атомов: между собою они различаются формой и величиной. Все явления чувственного мира – это лишь агрегаты, скопление атомов, которые лишь кажутся нашему субъективному восприятию целостями (вещами), обладающими определенного рода свойствами (Разделенность мира на субъективный и объективный, – характерная черта любой формы атомизма; именно отсюда в XVII-XVIII вв. возникло учение о первичных и вторичных качествах.).

Реальность пространства и пустоты


Левкипп говорил, что пустота – небытие и что небытие существует нисколько не меньше, чем бытие. “Небытие” атомистов – пустое пространство между физическими телами и элементарными физическими частицами тел, или атомами, движущимися в пространстве. Реальность пространства ничуть не меньше реальности материальных частиц (атомов), которые движутся в этом пространстве. Атомисты полагали, что причина вещей – как атомы, так и пустота или пустые промежутки между атомами. Пустота вместе с атомами и есть материя вещей..

На этих простых и ясных принципах атомисты построили всю свою космологию (учение о мире), всю свою физику, всю свою психологию и математику.


Разместил: Атомист Дата: 21.03.2009 Прочитано: 23170
Распечатать

Всего 1 на 4 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 >>

Дополнительно по данной категории

03.11.2010 - Философское учение атомизма
28.10.2010 - Атомистическая наука
26.10.2010 - Атомистическая теория языка и речи
23.10.2010 - Атомистическая интерпретация четырех элементов
19.10.2010 - Теория познания Демокрита

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы