Атомистика оказалась одним из путей разрешения вопросов, поставленных Зеноном. Носителями истинно сущего объявляются атомы: вечные, цельные (без пустот), неизменные и абсолютные кусочки бытия и пустота (“небытие”). Согласно постановлению Латеранского собора, принимающий атомизм автоматически становится у католиков еретиком.
Собственно говоря, для Левкиппа существуют лишь атомы и пустота. Небытие для Левкиппа – это пустота, и это серьезное отличие его от Парменида. Такую пустоту, как небытие, легко представить. Для Левкиппа небытие есть пустота, а для Парменида – это логическая категория, противоречащая определению. Левкипп утверждал, что существуют лишь атомы и пустота, все остальное – в мнении. В этой фразе – смысл всей его философии.
При этом он мыслил бытие как атомы, а небытие как пустоту. Если элеаты рассматривали проблемы множественности и движения отвлеченно-теоретически, умозрительно, то теория Левкиппа с самого начала была ориентирована на объяснение явлений эмпирического, очевидного мира. Так что, атомизм возник отнюдь не в результате эмпирических наблюдений (например, движение мельчайших пылинок в солнечном луче), а в результате развития определенных теоретических понятий. Эмпирические наблюдения привлекались уже потом, в целях демонстрации, и играют роль наглядных моделей атомистической теории.
Атом, согласно Левкиппу, не содержит в себе пустоты, а потому он неизменяем по своей природе, но нельзя ни разрезать, ни уплотнить, ни “разрыхлить”, он вечен и неизменен, – а, стало быть, имеет почти все атрибуты, которыми Парменид наделил бытие. Почти – потому что, помимо бытия, атомисты допускают существование небытия; небытию, как и бытию, они дают физическую интерпретацию: небытие – это пустота; она разграничивает бытие, а потому она предстает как множественное, – атомов много. И благодаря наличию небытия (как пустоты) бытие приобретает атрибут, который за ним отрицал Парменид, – движение. Этим-то движением и объясняются те свойства чувственного мира, которые элеаты объявляли пустотой видимостью: изменчивость всех предметов и явлений чувственного мира. Для того. чтобы объяснить все многообразие эмпирического мира, Левкипп вводит дополнительную характеристику атомов: между собою они различаются формой и величиной. Все явления чувственного мира – это лишь агрегаты, скопление атомов, которые лишь кажутся нашему субъективному восприятию целостями (вещами), обладающими определенного рода свойствами (Разделенность мира на субъективный и объективный, – характерная черта любой формы атомизма; именно отсюда в XVII-XVIII вв. возникло учение о первичных и вторичных качествах.).
Реальность пространства и пустоты
Левкипп говорил, что пустота – небытие и что небытие существует нисколько не меньше, чем бытие. “Небытие” атомистов – пустое пространство между физическими телами и элементарными физическими частицами тел, или атомами, движущимися в пространстве. Реальность пространства ничуть не меньше реальности материальных частиц (атомов), которые движутся в этом пространстве. Атомисты полагали, что причина вещей – как атомы, так и пустота или пустые промежутки между атомами. Пустота вместе с атомами и есть материя вещей..
На этих простых и ясных принципах атомисты построили всю свою космологию (учение о мире), всю свою физику, всю свою психологию и математику.
|