Интенция | Все о философии Бесплатные тесты онлайн
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Как вы оцениваете свои философские знания?

Общие знания
Профессиональный философ
Кухонный философ
Ничего не знаю, первый раз тут


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 337
Комментарии: 0
Спонсоры

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Философское учение атомизма

Приступая к рассмотрению сущности атомистического учения, необходимо прежде всего раскрыть содержание философемы атомистов «в основе всего сущего лежат атомы и пустота». Что же понимали Левкипп и Демокрит под «атомами» и «пустотой», и как они мыслили их взаимоотношения? «Левкипп и его сотоварищ Демокрит утверждают, — пишет Аристотель, — что первосущностями являются полное и пустое, причем одно называют «существующим», а другое «несуществующим».

А именно, полное, твердое — «существующее», а пустое, проницаемое — «несуществующее». Поэтому они говорят, что существующее существует ничуть не в большей степени, чем несуществующее, так как тело существует не в большей степени, чем пустота, и считают эти первосущности материальной причиной существующего». Таким образом, атомы и пустота есть прежде всего начала телесного и бестелесного.

Буквальный перевод древнегреческого слова атом; — неделимый, нерассекаемый. Соответственно под атомами понимались мельчайшие, далее неделимые первотела. Число атомов и многообразие их форм бесконечны. Сочетания атомов образуют бесконечное многообразие видимых тел, вещей. Вследствие своей неделимости атомы неуничтожимы, вечны и, что особенно важно, изначально обладают движением. Они, как говорил Демокрит, «трясутся» во всех направлениях. Это движение атомов и является в конечном счете причиной как возникновения, так и разрушения конечных вещей.

Различия чувственно воспринимаемых вещей и явлений атомисты, как и предшествовавшие им мыслители, сводили в конечном счете к различиям, свойственным самой первооснове — атомам. Аристотель поясняет эту мысль следующим образом: «И подобно тому, как считающие субстанциональную сущность единой все прочие тела выводят из ее изменений, принимая первопричинами изменений рыхлое и плотное и следуя тому же методу, что и некоторые из математиков, и они (Левкипп и Демокрит) считают различия (в атомах) причиной (различий) в других вещах. Этих различий они считают три: форму, порядок и положение. Они говорят, что существующее отличается между собой только «рисмосом», «диатигой» и «тропой», причем «рисмосом» они называют форму, «диатигой» — порядок, а «тропой» — положение. Так, А отличается от N формой, AN от NA — порядком, X от Н —положением.

Этой основной, ставшей впоследствии классической концепции атомов противостоит другая, признающая возможность существования атомов чрезвычайно большой величины. Как сообщает Аэций, «Демокрит утверждает... что может существовать и атом, величиной равный всему нашему миру». Ему вторит и Дионисий, который усматривает различие во взглядах Эпикура и Демокрита на природу атомов в том, что «первый считал все атомы мельчайшими и поэтому недоступными чувствам. Демокрит же допускал и существование чрезвычайно больших атомов».

В целом принимая во внимание это расхождение в трактовке вопроса о величине атомов, мы, однако, будем следовать в нашем рассмотрении атомизма классической концепции атомов не только потому, что именно она получила впоследствии распространение в философии и в науке, но и прежде всего потому, что в большинстве сохранившихся фрагментов сочинений Демокрита атомы истолковываются и применяются для объяснения природы различных явлений именно в соответствии с классической концепцией.

Что касается природы «пустоты», то в свидетельствах античных авторов она трактуется по-разному.

Аристотель интерпретирует «пустоту» прежде всего как «несуществующее», как отсутствие всякой телесности вообще: «Пустота — это, по-видимому, «несуществующее» и «отсутствие» (надлежащего содержания)». Показательно, что такое понимание «пустоты» Аристотель оценивает лишь как вероятное, предположительное, а не абсолютно достоверное.

Симпликий же разъясняет понятие пустоты следующим образом: «Некоторые, как Демокрит, считали пустоту пространством и думали, что всякое движение происходит в пустоте... Из естествоиспытателей, живших до Аристотеля, сторонники Демокрита считали, что движение совершается через пустоту и что пустота — это место, в котором отсутствует тело». В комментарии к аристотелевской «Физике» он пишет: «Необходимо считать местом промежуток между крайними точками того, что окружает тело, как думали некоторые из древних, как, например, сторонники Демокрита, и из более поздних, например, сторонники Эпикура... Этот промежуток сторонники Демокрита и Эпикура и считают пустотой в том смысле, что иногда он заполняется телом, а иногда остается пустым».

Наконец, Диоген Лаэртский трактует демокритову «пустоту» не как локальное пространство, «место», а как пространство вообще, пространство как таковое, универсальное пространство. Существенное отличие «пустоты» как универсального, всеобщего пространства от «пустоты» как «места», локального пространства заключается в том, что в первом случае «пустота» лишь одна — «великая пустота», в то время как «мест» существует много. Как свидетельствует в этой связи Диоген Лаэртский, «атомы, благодаря раздельности бесконечного, мчатся, будучи различными по своей форме, в великую пустоту» [68, т. IX, с. 271].

Разместил: Атомист Дата: 03.11.2010 Прочитано: 5797
Распечатать

Всего 1 на 3 страницах по 1 на каждой странице

1 2 3 >>

Дополнительно по данной категории

28.10.2010 - Атомистическая наука
26.10.2010 - Атомистическая теория языка и речи
23.10.2010 - Атомистическая интерпретация четырех элементов
19.10.2010 - Теория познания Демокрита
19.10.2010 - Атомистическая теория ощущений

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

философский камень
Полезное
Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы