Атомистическая интерпретация четырех элементов связана прежде всего с пересмотром предшествующих натурфилософских трактовок первоначала. Как сообщает Лактанций, «древние философы утверждали, что все состоит из четырех элементов: Демокрит не соглашался с этим, чтобы не казалось, что он идет по дороге, проторенной другими.
Но он утверждал, что и сами эти элементы восходят к каким-то началам, которых нельзя ни видеть, ни осязать, ни ощущать какой-либо частью тела». Этому свидетельству Лактанция вторит Диоген Лаэртский: «Демокрит держится таких взглядов: атомы... носятся и таким образом порождают все соединения — огонь, воду, воздух, землю. Ведь и они — соединения неких атомов». Из свидетельства Софония мы узнаем, что эти четыре элемента выступили у атомистов в качестве посредников между собственно первоначалами — атомами и пустотой, и обычными, природными телами: «Демокрит считал... По его мнению, атомы и пустота — начала природных тел, в том числе, очевидно, и первых четырех элементов, подобно тому как эти четыре элемента — начала составленных из них сложных тел».
Симпликий (вслед за Аристотелем) усматривает основание атомистической трактовки четырех элементов в переходе огня, воздуха, воды и земли друг в друга: «Сторонники Левкиппа, Демокрита и пифагорейца Тимея не возражают против того, что четыре элемента являются первоначалами сложных тел. И они, подобно пифагорейцам и Платону и Аристотелю, видя, что огонь, воздух и вода (и может быть, и земля) переходят друг в друга, стали искать какие-либо еще более первоначальные и простые причины, чтобы при помощи их объяснить различия, обусловленные свойствами этих элементов».
Вопрос о том, какими конкретными характеристиками атомов и каким именно образом определяется своеобразие каждого из четырех элементов, атомисты разрешили, однако, не до конц последовательно. Приписав атомам огня вследствие их большей по сравнению с другими подвижности круглую форму, они ничего определенного не сказали относительно формы атомов воздуха, воды и земли, усмотрев их различия не в форме, а в величине. Как сообщает Аристотель, «какова и какого рода форма каждого из элементов, они не определили, но лишь (атомам) огня приписали форму шара. Разницу же между (атомами) воздуха, воды и других они видят в большей или меньшей их величине, считая, что их природа нечто вроде «полного набора семян» всевозможных элементов». Согласно свидетельству Сим-пликия, «из атомов с самой малой поверхностью образуется, по их словам, воздух, из больших — вода, из еще больших — земля, причем они отличаются между собой не формой, так как каждый из них (воздух, вода и земля) образуется из одинаковых и всевозможных форм».
Последующие философы, в частности Аристотель и Симпликий, вскрыли внутреннюю противоречивость атомистической трактовки четырех элементов. Они указали на то, что такое истолкование четырех элементов в терминах формы и величины лежащих в их основе атомов, призванное объяснить переход элементов друг в друга, на деле, однако, исключает возможность такого перехода. Как пишет в этой связи Аристотель, «если элементы неделимы, то невозможно, чтобы воздух, земля и вода отличались друг от друга тем, что (составляющие их частицы) больше или меньше по величине: ведь при выделении будут всегда оставаться тельца наибольшей величины, а они говорят, что именно таким образом вода, воздух и земля получаются друг из друга». Разъясняя эту мысль Аристотеля, Симпликий пишет: «Если утверждают, что земля образуется из воды вследствие выделения наибольших из частиц, находящихся в воде, то, поскольку дальнейшее выделение наибольших частиц может прекратиться из-за их отсутствия, после того как все наибольшие частицы будут уже выделены и из воды, и из воздуха, прекратится и образование земли из воды и образование воды из воздуха, так что должна существовать некая вода (такого рода), что из нее не может образоваться земля, и должен существовать воздух (такого рода), что он уже больше не может стать водой... Если же прекратится выделение наименьших частиц из-за их отсутствия, то уже не сможет образоваться из земли вода, а из воды воздух. Однако же мы видим, что всякая часть воды превращается в воздух и всякая часть воздуха — в воду. Если же огонь состоит только из шарообразных атомов, а прочие (три) элемента — из всевозможных, то окажется невозможным, чтобы из огня образовался какой-либо другой элемент и из других элементов — огонь (и чтобы так было) всегда».
|