Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Как произошел человек?

От обезьяны (путем эволюции)
Был создан Демиургом
Занесен иноплатным разумом
Свой вариант


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 915
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Атомистическая интерпретация четырех элементов

Атомистическая интерпретация четырех элементов связана прежде всего с пересмотром предшествующих натурфилософских трактовок первоначала. Как сообщает Лактанций, «древние философы утверждали, что все состоит из четырех элементов: Демокрит не соглашался с этим, чтобы не казалось, что он идет по дороге, проторенной другими.

Но он утверждал, что и сами эти элементы восходят к каким-то началам, которых нельзя ни видеть, ни осязать, ни ощущать какой-либо частью тела». Этому свидетельству Лактанция вторит Диоген Лаэртский: «Демокрит держится таких взглядов: атомы... носятся и таким образом порождают все соединения — огонь, воду, воздух, землю. Ведь и они — соединения неких атомов». Из свидетельства Софония мы узнаем, что эти четыре элемента выступили у атомистов в качестве посредников между собственно первоначалами — атомами и пустотой, и обычными, природными телами: «Демокрит считал... По его мнению, атомы и пустота — начала природных тел, в том числе, очевидно, и первых четырех элементов, подобно тому как эти четыре элемента — начала составленных из них сложных тел».

Симпликий (вслед за Аристотелем) усматривает основание атомистической трактовки четырех элементов в переходе огня, воздуха, воды и земли друг в друга: «Сторонники Левкиппа, Демокрита и пифагорейца Тимея не возражают против того, что четыре элемента являются первоначалами сложных тел. И они, подобно пифагорейцам и Платону и Аристотелю, видя, что огонь, воздух и вода (и может быть, и земля) переходят друг в друга, стали искать какие-либо еще более первоначальные и простые причины, чтобы при помощи их объяснить различия, обусловленные свойствами этих элементов».

Вопрос о том, какими конкретными характеристиками атомов и каким именно образом определяется своеобразие каждого из четырех элементов, атомисты разрешили, однако, не до конц последовательно. Приписав атомам огня вследствие их большей по сравнению с другими подвижности круглую форму, они ничего определенного не сказали относительно формы атомов воздуха, воды и земли, усмотрев их различия не в форме, а в величине. Как сообщает Аристотель, «какова и какого рода форма каждого из элементов, они не определили, но лишь (атомам) огня приписали форму шара. Разницу же между (атомами) воздуха, воды и других они видят в большей или меньшей их величине, считая, что их природа нечто вроде «полного набора семян» всевозможных элементов». Согласно свидетельству Сим-пликия, «из атомов с самой малой поверхностью образуется, по их словам, воздух, из больших — вода, из еще больших — земля, причем они отличаются между собой не формой, так как каждый из них (воздух, вода и земля) образуется из одинаковых и всевозможных форм».

Последующие философы, в частности Аристотель и Симпликий, вскрыли внутреннюю противоречивость атомистической трактовки четырех элементов. Они указали на то, что такое истолкование четырех элементов в терминах формы и величины лежащих в их основе атомов, призванное объяснить переход элементов друг в друга, на деле, однако, исключает возможность такого перехода. Как пишет в этой связи Аристотель, «если элементы неделимы, то невозможно, чтобы воздух, земля и вода отличались друг от друга тем, что (составляющие их частицы) больше или меньше по величине: ведь при выделении будут всегда оставаться тельца наибольшей величины, а они говорят, что именно таким образом вода, воздух и земля получаются друг из друга». Разъясняя эту мысль Аристотеля, Симпликий пишет: «Если утверждают, что земля образуется из воды вследствие выделения наибольших из частиц, находящихся в воде, то, поскольку дальнейшее выделение наибольших частиц может прекратиться из-за их отсутствия, после того как все наибольшие частицы будут уже выделены и из воды, и из воздуха, прекратится и образование земли из воды и образование воды из воздуха, так что должна существовать некая вода (такого рода), что из нее не может образоваться земля, и должен существовать воздух (такого рода), что он уже больше не может стать водой... Если же прекратится выделение наименьших частиц из-за их отсутствия, то уже не сможет образоваться из земли вода, а из воды воздух. Однако же мы видим, что всякая часть воды превращается в воздух и всякая часть воздуха — в воду. Если же огонь состоит только из шарообразных атомов, а прочие (три) элемента — из всевозможных, то окажется невозможным, чтобы из огня образовался какой-либо другой элемент и из других элементов — огонь (и чтобы так было) всегда».

Разместил: Атомист Дата: 23.10.2010 Прочитано: 10531
Распечатать

Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице

1 2 >>

Дополнительно по данной категории

03.11.2010 - Философское учение атомизма
28.10.2010 - Атомистическая наука
26.10.2010 - Атомистическая теория языка и речи
19.10.2010 - Теория познания Демокрита
19.10.2010 - Атомистическая теория ощущений

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы