Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Как вы оцениваете свои философские знания?

Общие знания
Профессиональный философ
Кухонный философ
Ничего не знаю, первый раз тут


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 917
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Атомистическая интерпретация четырех элементов



Атомистическая теория четырех элементов использовалась Демокритом для объяснения происхождения жизни. Согласно Демокриту, растения появились раньше животных. Как свидетельствует Гермипп, «после того как вода на земле заняла соответствующее ей место, а затопленная земля постепенно приняла присущий ей вид под влиянием усиливающихся лучей солнца, все более ее высушивавших, прежде всего вырастают деревья, растения и особенные оболочки, похожие на водяные пузыри. Днем они согревались солнцем, а ночью получали тепло от луны и других светил. Спустя некоторое время, они лопнули и родили живые существа. (...) Из этих существ те, которые были допечены до полной готовности, оказались более горячими (и поэтому) самцами; наоборот, те, которым не хватило тепла, вышли вместо самцов самками. (...) И нет ничего удивительного в том, что в начале (мироздания) земля, смешанная с водой, произвела животных и растения. Ведь вполне естественно, что в воде содержится дуновение, а в нем заключена теплота, свойственная душе» . Таким образом, многообразные виды растений и животных образовались, согласно Демокриту, из основных четырех элементов (ближайшим образом — из смешанной с водой земли) под воздействием тепловых процессов, определивших помимо прочего и половую дифференциацию животного мира. Такая естественнонаучная гипотеза происхождения жизни по своему типу (но не по степени глубины и разработанности) ничем существенно не отличается от соответствующих гипотез современной науки, например от коацерватной гипотезы Опарина.

С точки зрения Демокрита, преобладание в тех или иных существах одного из четырех основных элементов определило расчленение животного мира на основные роды: летающих, водоплавающих, сухопутных и т. д. Как свидетельствует Диодор, «от теплоты поверхность (еще полужидкой земли) вздулась и некоторые влажные вещества вспучились во многих местах; в этих местах возникли гнилостные пузыри, покрытые тонкой кожицей. Еще и теперь можно наблюдать в болотах и трясинах, как происходит подобное, когда по остывании земли воздух внезапно становится раскаленным; (это наблюдается), если такое изменение не происходит постепенно. (...) Эти влажные места вследствие нагревания в результате того процесса, о котором было только что сказано, стали нести живой плод, причем ночью они питались густым инеем, выпадавшим из окружающего воздуха, а днем отвердевали от жары. Когда, наконец, эти плодоносящие бугры увеличились до надлежащего размера, оболочки лопнули под влиянием солнечного жара, и появились на свет различные виды животных. (...) Из них те, которым было сообщено наибольшее количество теплоты, унеслись в верхние места и стали летучими; те, в составе которых преобладали землистые соединения, составили отряд пресмыкающихся и других сухопутных животных; те же, в которых преобладала влажная субстанция, устремились к местам, однородными с ними, и были названы плавающими. (...) Земля же вследствие солнечного жара твердела все более и более, так что, в конце концов, она оказалась неспособной производить сколько-нибудь крупных животных; все одушевленные существа стали уже рождаться от взаимного смешения» .

Таким образом, выдвигая естественно-причинное объяснение происхождения жизни и ее многообразных форм, Демокрит хотя и, косвенным, опосредствованным образом, однако все же основывается на своей атомистической доктрине.

Что же касается природы человека, то, согласно Демокриту, в отличие от растений, головой своей укорененных в земле и ведущих неподвижный образ жизни, и животных, ведущих подвижный образ жизни в соответствии с той или иной природной средой — воздухом, водой, землей, она характеризуется прежде всего преобладанием огненного элемента. «Человек получил в удел больше теплоты, так как материя, из которой состоит его тело, является более чистой и лучше впитывающей в себя теплоту. Поэтому-то он, один из всех животных, стоит прямо и мало соприкасается с землей. Он вобрал в себя и некоторое количество более божественной природы: поэтому в нем есть ум, разум и мысль, и он может исследовать сущее».

Важнейшая характеристика человека заключается в том, что он обладает душой, позволяющей ему не только действовать практически, подобно другим животным, но и, в отличие от них, познавать все сущее. В трактовке сущности души Демокрит методически проводит атомистический принцип, утверждая, что человеческая душа представляет собой не что иное, как совокупность атомов вполне определенной формы, а именно: атомов круглых, наиболее подвижных, соответствующих гибкости и высокой подвижности познавательной способности человека. Демокрит строит своего рода атомистическую психологию, материалистически истолковывая душу как совокупность круглых, подвижных «огненных» атомов, исключая тем самым саму возможность постановки проблемы идеального в ее собственном смысле, проблемы, необходимо встающей в связи с дальнейшим исследованием природы души и познавательной деятельности.

Согласно Демокриту, составленная из круглых «огненных» атомов душа, как и человеческое тело, в котором она заключена, не вечна, а смертна. Подобно тому как ее возникновение состоит в соединении 5 круглых атомов между собой, так и смерть души заключается в распадении ее на составляющие атомы огня, в потере связей между ними.

М. Н. АФАСИЖЕВ
Разместил: Атомист Дата: 23.10.2010 Прочитано: 10564
Распечатать

Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2

Дополнительно по данной категории

03.11.2010 - Философское учение атомизма
28.10.2010 - Атомистическая наука
26.10.2010 - Атомистическая теория языка и речи
19.10.2010 - Теория познания Демокрита
19.10.2010 - Атомистическая теория ощущений

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы