Атомистическая теория четырех элементов использовалась Демокритом для объяснения происхождения жизни. Согласно Демокриту, растения появились раньше животных. Как свидетельствует Гермипп, «после того как вода на земле заняла соответствующее ей место, а затопленная земля постепенно приняла присущий ей вид под влиянием усиливающихся лучей солнца, все более ее высушивавших, прежде всего вырастают деревья, растения и особенные оболочки, похожие на водяные пузыри. Днем они согревались солнцем, а ночью получали тепло от луны и других светил. Спустя некоторое время, они лопнули и родили живые существа. (...) Из этих существ те, которые были допечены до полной готовности, оказались более горячими (и поэтому) самцами; наоборот, те, которым не хватило тепла, вышли вместо самцов самками. (...) И нет ничего удивительного в том, что в начале (мироздания) земля, смешанная с водой, произвела животных и растения. Ведь вполне естественно, что в воде содержится дуновение, а в нем заключена теплота, свойственная душе» . Таким образом, многообразные виды растений и животных образовались, согласно Демокриту, из основных четырех элементов (ближайшим образом — из смешанной с водой земли) под воздействием тепловых процессов, определивших помимо прочего и половую дифференциацию животного мира. Такая естественнонаучная гипотеза происхождения жизни по своему типу (но не по степени глубины и разработанности) ничем существенно не отличается от соответствующих гипотез современной науки, например от коацерватной гипотезы Опарина.
С точки зрения Демокрита, преобладание в тех или иных существах одного из четырех основных элементов определило расчленение животного мира на основные роды: летающих, водоплавающих, сухопутных и т. д. Как свидетельствует Диодор, «от теплоты поверхность (еще полужидкой земли) вздулась и некоторые влажные вещества вспучились во многих местах; в этих местах возникли гнилостные пузыри, покрытые тонкой кожицей. Еще и теперь можно наблюдать в болотах и трясинах, как происходит подобное, когда по остывании земли воздух внезапно становится раскаленным; (это наблюдается), если такое изменение не происходит постепенно. (...) Эти влажные места вследствие нагревания в результате того процесса, о котором было только что сказано, стали нести живой плод, причем ночью они питались густым инеем, выпадавшим из окружающего воздуха, а днем отвердевали от жары. Когда, наконец, эти плодоносящие бугры увеличились до надлежащего размера, оболочки лопнули под влиянием солнечного жара, и появились на свет различные виды животных. (...) Из них те, которым было сообщено наибольшее количество теплоты, унеслись в верхние места и стали летучими; те, в составе которых преобладали землистые соединения, составили отряд пресмыкающихся и других сухопутных животных; те же, в которых преобладала влажная субстанция, устремились к местам, однородными с ними, и были названы плавающими. (...) Земля же вследствие солнечного жара твердела все более и более, так что, в конце концов, она оказалась неспособной производить сколько-нибудь крупных животных; все одушевленные существа стали уже рождаться от взаимного смешения» .
Таким образом, выдвигая естественно-причинное объяснение происхождения жизни и ее многообразных форм, Демокрит хотя и, косвенным, опосредствованным образом, однако все же основывается на своей атомистической доктрине.
Что же касается природы человека, то, согласно Демокриту, в отличие от растений, головой своей укорененных в земле и ведущих неподвижный образ жизни, и животных, ведущих подвижный образ жизни в соответствии с той или иной природной средой — воздухом, водой, землей, она характеризуется прежде всего преобладанием огненного элемента. «Человек получил в удел больше теплоты, так как материя, из которой состоит его тело, является более чистой и лучше впитывающей в себя теплоту. Поэтому-то он, один из всех животных, стоит прямо и мало соприкасается с землей. Он вобрал в себя и некоторое количество более божественной природы: поэтому в нем есть ум, разум и мысль, и он может исследовать сущее».
Важнейшая характеристика человека заключается в том, что он обладает душой, позволяющей ему не только действовать практически, подобно другим животным, но и, в отличие от них, познавать все сущее. В трактовке сущности души Демокрит методически проводит атомистический принцип, утверждая, что человеческая душа представляет собой не что иное, как совокупность атомов вполне определенной формы, а именно: атомов круглых, наиболее подвижных, соответствующих гибкости и высокой подвижности познавательной способности человека. Демокрит строит своего рода атомистическую психологию, материалистически истолковывая душу как совокупность круглых, подвижных «огненных» атомов, исключая тем самым саму возможность постановки проблемы идеального в ее собственном смысле, проблемы, необходимо встающей в связи с дальнейшим исследованием природы души и познавательной деятельности.
Согласно Демокриту, составленная из круглых «огненных» атомов душа, как и человеческое тело, в котором она заключена, не вечна, а смертна. Подобно тому как ее возникновение состоит в соединении 5 круглых атомов между собой, так и смерть души заключается в распадении ее на составляющие атомы огня, в потере связей между ними.
М. Н. АФАСИЖЕВ
|