Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
В чeм смысл жизни?

В ощущениях
В слиянии с Божественным
В Познании
В служении обществу
Смысл жизни-спекуляция разума


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 378
Комментарии: 0
Спонсоры

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Атомистическая наука

В конце V — первой половине IV в. до н. э. в древнегреческой культуре возник новый, однако принципиально важный момент, характеризующий состояние и развитие науки.

Частнонаучное познание постепенно стало выделяться и конституироваться в относительно самостоятельную область познавательной деятельности, имеющую свои собственные, специфические цели и задачи и прямым, непосредственным образом не входящую в структуру и тело философских учений. С этим было связано появление софистов, первых учителей древнегреческой образованности, платных учителей мудрости, деятельность которых способствовала распространению и культивированию среди нового поколения греков астрономических, математических, музыкальных, лингвистических знаний, знаний относительно различных общественных устройств и т. д. Большинство софистов хотя и занимались философскими проблемами (преимущественно в области права, политики и религии, т. е. в сферах, более тесно связанных с человеком и его существованием в пределах общества), однако направляли свои усилия главным образом на распространение и дальнейшее развитие знаний специально-научного характера. Что же касается философской стороны деятельности софистов, то Гегель определил ее следующим образом: «Как представители формального образования софисты являются философами, но характеризующая их рефлексия делает софистов также и не-философами. Связь их с философией состоит в том, что они не останавливались на конкретном рассуждении, а, по крайней мере частью, шли дальше, до последних определений. Главной стороной их образования было обобщение элеатского способа мышления и распространение его на всякое содержание знания и действования; положительным является для них при этом польза» [68, т. X, с, 22].

Крупные философы этого периода, такие, как Пифагор, Демокрит, Платон и Аристотель, с одной стороны, направляли свои усилия на аккумуляцию всех видов специальных знаний и их дальнейшую разработку, а с другой стороны, не удовлетворяясь простым накоплением частных знаний, стремились привести их в разумную связь с основополагающими философскими принципами. Поскольку философия осмысливалась как наиболее существенное, глубокое и универсальное знание, постольку для большинства натурфилософов, в том числе и для Демокрита, была характерна тенденция строить те или иные специально-научные теоретические концепции непосредственно на базе философских принципов. Обоснование частнонаучных теоретических положений осуществлялось посредством приведения их в соответствие с универсальными философскими принципами.

У философов зрелой античности мы наблюдаем две противоположно направленные тенденции: их познавательные усилия направлялись прежде всего на выработку универсальных основополагающих принципов; вместе с тем они стремились, исходя из этих принципов, осмыслить всю доступную область реальности посредством приведения их в связь со специально-научными знаниями. В случаях же отсутствия соответствующих частнонаучных теоретических построений философы стремились выработать таковые на основе своих универсальных умозрительных по своему характеру принципов. Такое научно-теоретическое творчество являлось, по существу, не чем иным, как продолжением их философской работы, но реализующейся применительно к той или иной специальной области явлений. Это было характерно уже для пифагорейцев, но в еще большей мере — для атомистов и в особенности для Демокрита, поскольку последний, как справедливо отметил Аристотель, «наиболее методически» стремился объяснить все явления, исходя из одного общего принципа.

Левкипп и Демокрит строили свои специально-научные теории и — в пределах последних — причинные объяснения различных явлений прежде всего как последовательное, методическое применение принципов атомистического детерминизма. Хотя к этому времени уже имелись зачатки всех частных наук, в том числе и арифметики, геометрии, космологии, астрономии, акустики, биологии и т. д., однако вследствие относительно слабой выделенности как философии, так и специально-научных дисциплин из общей совокупности имевшегося знания, слабой дифференцированности внутритеоретического содержания как собственно философских построений, так и построений частнотеоретического характера последние в значительной мере носили на себе печать абстрактного философского умозрения. С этим были связаны как недостаточная разработанность специальных методов частнонаучного исследования (в особенности опытно-экспериментальных процедур), так и отсутствие точного фактического знания и соответствующего точного специально-теоретического знания.

Атомисты попытались в терминах своих универсальных принципов атомов и пустоты и связанного с ними принципа детерминизма обосновать космологию, астрономическую теорию, сформулировать теоретические представления о возникновении и сущности жизни, разработать атомистическую психологию и теорию познания. Эти же принципы положены в основу атомистического обоснования математики, атомистической механики, теории музыки, поэзии и языка. И хотя в некоторых частных областях (например, в трактовке природы государства) мы не находим такого последовательного применения атомистических принципов, а в ряде других областей способ их применения нельзя считать удовлетворительным, однако поражает воображение сама грандиозность попытки объяснить все существующее на основе таких простейших начал, как атомы и пустота. Заметим в этой связи, что и современная теоретическая физика, преодолевшая в своих наиболее фундаментальных концепциях строения материи атомистическую доктрину, все же не хочет расставаться с выдвинутой впервые атомистами идеей объяснения всего существующего на основе простейших элементов, частиц материи. Это прослеживается в общетеоретических позициях ряда современных крупных физиков-теоретиков (таких, как Фейнман и др.), стремящихся, невзирая на выявившуюся несостоятельность концепции элементаризма, сохранить атомистическую идею редукционизма, сведения сложного к простому.

Надточаев А. С.
Разместил: Атомист Дата: 28.10.2010 Прочитано: 1715
Распечатать

Дополнительно по данной категории

03.11.2010 - Философское учение атомизма
26.10.2010 - Атомистическая теория языка и речи
23.10.2010 - Атомистическая интерпретация четырех элементов
19.10.2010 - Теория познания Демокрита
19.10.2010 - Атомистическая теория ощущений

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Интересное
философский камень
Полезное
Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы