Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Вечная жизнь - а вам нужна она?

Да
Нет
Не решил
Земная не нужна


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 988
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

КЛЕАНФ из Асса (ок. 331/330, Асе, Малая Азия — ок. 232 до н. э., Афины)

Греческий философ-стоик, ученик Зенона и его преемник во главе школы.

В молодости был кулачным бойцом и примкнул к Зенону уже в зрелом возрасте; вел аскетически-скромную жизнь, зарабатывая на учебу физическим трудом.
Клеанф был крайне беден и добывал себе средства к жизни, трудясь по ночам, чтобы иметь возможность днем слушать Зенона. В Афинах его вызвали, согласно законам, в суд, чтобы дать отчет об источнике своего пропитания. Он доказал на суде, что по ночам носит воду садовнику и этим занятием добывает себе столько средств, сколько ему нужно, чтобы иметь возможность днем находиться в обществе Зенона. Когда ему после этого предложили дар из сумм государственной кассы, он по совету Зенона отказался принять его.

После смерти основателя, в 264-232 гг. руководил стоической школой до конца жизни в строго ортодоксальном духе (старался сохранить учение основателя). В учении Зенона развивал в основном религиозное направление.

Клеанф считал мир единством, душой и разумом которого является Бог, традиционно называемый Зевсом, а сердцем – Солнце. Гармония мира непостижима для людей, жаждущих богатства, славы, развлечений – вещей, недостойных философа. В высокой степени литературно одаренный, он заботился о форме своих произведений, которых написал всего 50 (сохранились только фрагменты). Наиболее известен сохранившийся целиком гекзаметрический Гимн Зевсу. Особой оригинальностью он не отличался, более всего Клеанфа интересовала религиозная сторона стоицизма.

“Ничего не происходит во вселенной, ни в эфирном полюсе неба, ни в море
без Тебя, Боже, кроме того, что злые делают вследствие их собственного неразумия.
Но Ты умеешь также превратить кривое в прямое
и приводить в порядок то, что не имеет порядка,
и враждебное дружественно тебе.
Ибо таким образом ты все соединил в одно, соединил благое с дурным,
так что во всем есть лишь Единый Разум,
который всегда существует и которого избегают дурные среди смертных.
О несчастные, они всегда желают обладать благом,
но не уразумевают Божьего общего Закона и не внимают тому,
подчиняясь чему разумно, они жили бы благой жизнью”

В знаменитом Гимне к Зевсу Клеанф превозносит державную власть Творца природы и утверждает, что Зевс предводительствует вселенским разумом, проницающим мир, и что в отдалении от Зевса возможны лишь безрассудные поступки грешных людей. Последнее плохо согласуется с положениями ортодоксального стоицизма, и поэтому в другом своем стихотворении Клеанф вносит некоторые коррективы. Здесь утверждается, что человек должен следовать предначертаниям судьбы. Лучше всего, если он станет это делать без страха, но даже если он сделается дурным и мятежным, ему все равно придется подчиниться судьбе.

Обвинил Аристарха Самосского в безбожии за его гипотезу о вращении Земли вокруг Солнца.

Был он трудолюбив, но недаровит, а вдобавок крайне медлителен. За это и Тимон пишет о нем так:

Кто сей дебелый баран, дозирающий сонмы людские?
Ассосский вялый любитель словес, оробелый булыжник.

Соученики над ним смеялись, но он это сносил; и даже когда его обозвали ослом, он ответил: «Да, только мне и под силу таскать Зеноновы вьюки». А когда его попрекали робостью, он отвечал: «Робость меня и уберегает от ошибок». Он считал, что живет лучше, чем богачи, и говорил: «Они играют в мяч на земле, твердой и бесплодной, а я эту землю вскапываю». Нередко он вслух бранил самого себя; однажды Аристон, услышав это, спросил: "Кого это ты бранишь?", а он с улыбкой ответил: «Одного такого старика, который до седины дожил, а ума не нажил».

Среди его 58 известных сочинений почти по всем разделам учения (сохранилось немногим более 100 фрагментов) наиболее важны «Логика», «О знании», «О диалектике», «О Зеноновом учении о природе», «Физические заметки», «Разыскания о Гераклите», «Об атомах», «О времени», «О влечении», «О надлежащем», «О конечной цели», «О наслаждении», «Риторика» и «Гимн к Зевсу».
Вопреки распространенному мнению, отождествлявшему лояльность Клеанфа по отношению к Зенону с отсутствием самостоятельной позиции, он внес нечто новое почти в каждый раздел стоического учения (см. Стоицизм), начиная с деления философии на 6 частей (SVF I 482). Он уточнил теорию «представления» (которое описывал как «вещественный» отпечаток — 484) и специально занимался модальной логикой (489). Имел, вероятно, оригинальную концепцию космологии (493 ел.) и первым из стоиков обратился к Гераклиту. В учении о симпатии космической впервые четко сформулировал фундаментальный тезис стоической онтокосмологии: симпатия возможна лишь между телесными структурами (518). Единственный в школе считал звездный огонь конусовидным (498; 508) и имел редкий в стоической среде интерес к наблюдению живой природы (515). При достаточно традиционных антропологических взглядах Клеанф, в отличие от Хри-сиппа, полагал, что все души сохраняются до конца космического цикла (522). Мнение Посидония, согласно которому Клеанф якобы признавал самостоятельное существование иррационального начала в душе (570), основано на недоразумении. Особенно большое внимание он уделял теологии (которую считал особой частью философии), предложив оригинальные доказательства бытия богов (528 сл.). Блестящим выражением теологических воззрений Клеанфа является «Гимн к Зевсу», свидетельствующий о его поэтической одаренности и необычной для Ранней Стои религиозности (ср. 538). В этике Клеанф следовал сложившейся при Зеноне школьной норме, внося отдельные уточнения в принципиально важные формулировки. В формуле «жить согласно природе» предлагал, в отличие от Хрисиппа, иметь в виду «природу» целого (555); считал, в противоположность Хрисиппу, что однажды обретенную добродетель нельзя утратить (568). Вслед за Зе-ноном придавал важное значение практической этике (паре-нетике) (582), из которой впоследствии развилась позднес-тоическая моралистика. Самым значительным учеником Клеанфа был его преемник Хрисипп.
Фрагм.: SVF I 463-619; Столяров. Фрагменты, т. 1, с. 160-208. Лит.: VerbekeG. Kleanthes van Assos. Brussel, 1949; Solmsen F. Cleanthes or Posidonius? The Basis of Stoic Physics. Amst., 1961.

Разместил: rat Дата: 22.03.2009 Прочитано: 4838
Распечатать

Дополнительно по данной категории

23.03.2009 - АРИСТОН Хиосский (1-я пол. 3 в. до н. э.)
22.03.2009 - Стоицизм
22.03.2009 - Физика стоиков (онтология и космология)
22.03.2009 - Антропология стоиков
22.03.2009 - Логика стоиков

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы