Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Философия - это наука?

Да
Больше, чем наука
Служанка богословия


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1429
Комментарии: 3

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

ЗЕНОН из Китиона (336–264 до н. э.)

Основатель стоической школы

title[ Его отец был купцом; когда он совершал торговые поездки в Афины, бывшие в то время центром философии и местопребыванием многих философов, то привозил сыну оттуда книги, главным образом произведения сократиков, и эти книги пробудили у сына стремление к науке.

В молодости Зенон и сам был купцом. Однажды его корабль плыл из Финикии с грузом, но потерпел крушение. Зенону удалось спастись и он оказался в Афинах. Зайдя в книжную лавку, купил «Сократические беседы» Ксенофонта и спросил у продавца, где можно найти этого Сократа? В этот момент мимо лавки проходил известный философ, киник Кратет, и продавец указал на него. Зенон пошел за Кратетом и впоследствии благодарил судьбу за кораблекрушение. У Кратета он учился, но потом разошелся с ним. А в Афинах он остался уже навсегда.

Зенон посетил последователей различных сократических школ, среди которых выдавался Ксенократ. Тот принадлежал к платоновской школе и очень славился строгостью нравов и серьезностью отношения к людям. Затем Зенон посетил также Стильпона-мегарика и 10 лет изучал диалектику. В то время философия рассматривалась вообще как дело жизни, и притом дело всей жизни, а не так, как теперь, когда студент прослушает философские предметы, чтобы поскорее перейти к другим. Но хотя Зенон с одинаковым рвением изучал как диалектику, так и практическую философию, он, однако, не пренебрегал, подобно другим сократикам, также и физикой и в особенности внимательно изучал произведения Гераклита о природе.

Когда у него сложилось собственное представление о задачах человека (300 г.), он стал руководителем школы, расположенной в Стоа Пойкиле – расписном портике в Афинах, стены которого были украшены собранием картин Полигнота; по этому помещению его школа получила название стоической. Будучи внешне нескладным, Зенон любил находиться в одиночестве. Поэтому школу он хотел основать там, где поменьше людей. В Афинах было такое место, которое жители города избегали. Оно находилось возле Пестрого портика. В правление 30 тиранов на том месте были убиты 1400 человек и там же захоронены. Поэтому оно считалось у афинян плохим, и его никто не посещал. Здесь Зенон и основал свою школу и читал там лекции. Жил он лишь хлебом, водой, финиками и медом.

Потомок выходцев из Финикии, Зенон ок. 311 приехал в Афины, где слушал киника Kpamema, академика Полемона, мегариков Стильпона и Диодора Крона; совокупность этих влияний (к которым следует присоединить ионийскую натурфилософию, учение сицилийских врачей-«пневматиков», а также перипатетическую физику и этику) во многом определила доктринальные особенности стоицизма. Ок. 300 основал собственную школу, название которой («Стоя») происходит от афинского «Расписного Портика» (Stoa Poikiln.), где преподавал Зенон. Среди 25 его сочинений (сохранились только фрагменты) выделяются: «Государство», «Об учении», «О знаках», «О мироздании», «О сущности», «О природе», «О влечении, или О природе человека», «О жизни согласно природе», «О надлежащем», «О страстях», «О законе».
Хотя сохранившиеся материалы недостаточны для реконструкции учения Зенона в полном виде, они а) свидетельствуют, что он наметил школьную догматику (см. Стоицизм), как минимум, во всех основных частях (включая разработку оригинальной терминологии) и б) позволяют выяснить специфику его позиции по отдельным вопросам. Предложенная Зеноном схема построения и изложения учения — логика—физика— этика (Клеанф и Хрисипп допускали иное расположение частей) — подчеркивала значение этики и стала, по-видимому, господствующим вариантом общешкольной нормы (SVF I 46 cл.). Зенон разработал учение о «постигающем представлении» и ввел соответствующий термин (52 cл.), задав, таким образом, номиналистические параметры (критика теории «идей») стоической гносеологии; формальной логикой он не занимался. В физике сформулировал учение о двух началах, о четырех элементах, о всеобщей телесности и пневме, о причинности и космических циклах (85 cл.), а также заложил основы космологии (мироздание — система концентрических сфер, окруженная огненным эфиром, — 115 cл.), телеологии, мантики и учения о судьбе (152 cл.). В душе выделял 8 частей (с «ведущей» в области сердца) и 4 «способности» (представление, влечение, согласие и разумность), но, в отличие от Хрисиппа, рассматривал влечения (включая их парарациональную этическую разновидность — «страсти») как эпифеномены суждений разума (205; 209). В этике предложил объективные «природные» масштабы целеполагания и сформулировал «конечную цель» как «жизнь согласно с природой», а также наметил основные параметры аксиологии (учение о благе и «безразличном» — см. Адиафора) (178 cл.). Распространенное мнение, согласно которому учение о «первичной склонности» сформулировано и терминологически оформлено Зеноном, не находит убедительного подтверждения в сохранившихся фрагментах (197—198). Единая добродетель, понимаемая (в платоническом и перипатетическом духе) как знание вещей божественных и человеческих и как неизменно-совершенное состояние души, приобретает видовую специфику сообразно обстоятельствам своего применения (199—204); вероятно, уже Зенон соединял добродетель и счастье (в духе школьной догмы «добродетели довольно для счастья»). «Природное» долженствование Зенон обозначал оригинальным термином (лат. эквивалент officium), а подлинно моральное — recte factum (230 cл.). Формальным завершением этики служит учение о мудреце — автаркийном субъекте, достигшем интеллектуально-нравственного совершенства в покорности «судьбе» (216 cл.). Учение о «космополисе» (всемирном сообществе разумных существ — 262), выражающее государственно-правовые идеалы стоицизма, было, вероятно, сформулировано в «Государстве» — одном из самых ранних сочинений Зенона, отмеченном сильным киническим влиянием. К числу наиболее известных учеников Зенона принадлежали Аристон с Хиоса, Герилл, Дионисий Гераклейский, Персей, Сфер и Клеанф.

Фрагм.: SVF I 1 — 332; Столяров, Фрагменты I, с. 1 — 115.
Лит.: Jagu A. Zenon de Cittium. Son role dans l'etablissement de la morale stoi'cienne. P., 1946; Graeser A. Zenon von Kition. Positionen und Probleme. В.— N. Y, 1975; Mansfeld J. Zeno of Citium: Critical Observations on a Recent Study.— «Mnemosyne», 1978, 31, p. 134—178.
А. А. Столяров
Разместил: rat Дата: 22.03.2009 Прочитано: 7081
Распечатать

Дополнительно по данной категории

23.03.2009 - АРИСТОН Хиосский (1-я пол. 3 в. до н. э.)
22.03.2009 - Стоицизм
22.03.2009 - Физика стоиков (онтология и космология)
22.03.2009 - Антропология стоиков
22.03.2009 - Логика стоиков

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы