Человек, наделенный Божественной благодатью, обладает гораздо большим выбором в своем действии, следовательно у него гораздо большая свобода. А поскольку свобода есть возможность выбирать наилучшее, то человек, находящийся под благодатью, более свободен, потому что он всегда выбирает наилучшее. Без благодати человек несвободен, привязан к плоти, становится рабом греха, поэтому человек, познавший Бога и получивший от Него благодать, действительно становится свободным. Поэтому и после Страшного Суда, после всеобщего воскресения и свободы будет больше, чем сейчас у нас, потому что тогда не будет ни греховной воли, не будет греховного знания, не будет возможности грешить.
10. Комментарий Серафима Роуза
Учение Августина было изложено намного раньше того, как преп. Кассиан писал свои «Собеседования», и понятно, кого имел в виду последний, когда в своем 13-м «Собеседовании», дал ясный православный ответ на это заблуждение: «Как без святотатства мысленно можно подумать, что будто Тот, Кто не хочет погибели и одного из малых сих, желает спасения не всем вообще, а только избранным? Напротив, те, кои погибают, погибают вопреки воле Божией» (Соб. XIII, 7). Августин не способен был бы принять такое учение, потому что он ошибочно абсолютизировал благодать и не мог вообразить ничего, что может случиться вопреки воле Божией, в то время как в православном учении о синергии надлежащее место отводится таинству человеческой свободы, которая может в самом деле предпочесть не принять того, что Бог желает для нее и к чему ее постоянно призывает.
Спор о благодати и свободной воле
В толковании на псалом 102 (Исцеляющаго вся недуги твоя) – "Enarrationes in Psalmos" – блж. Августин пишет: «Он [Господь] исцелит тебя, но ты должен желать быть исцеленным. Он исцеляет всецело всякого немощного, но не того, кто отвергает исцеление».
Августин сам был Отцом монашества на Западе, основавшим собственные монашеские общины – как мужские, так и женские, и написал важные монашеские "Правила". Это показывает, что в действительности он понимал значение аскетической борьбы, которая немыслима без свободной воли. Поэтому в целом, и особенно когда нужно дать практический совет христианским подвижникам, блж. Августин истинно преподает православное учение о благодати и свободной воле – насколько это возможно в пределах, ограниченных его богословской точкой зрения.
Однако, в своих официальных трактатах, особенно в антипелагианских, занявших последние годы его жизни, вступая в логические дискуссии о благодати и свободной воле, он часто увлекается чрезмерной защитой благодати, которая, похоже, реально оставляет мало места для человеческой свободы.
Благодать рассматривается блж. Августином как сила, внешняя по отношению к человеку и устраняющая его свободу. Исходя из своего субъективного опыта, блж. Августин сделал вывод, что свободная воля в деле спасения не играет вообще никакой роли, так как после грехопадения свободной воли у человека в строгом смысле нет. Спасение совершается исключительно всемогущим действием Божественной благодати. В одном из своих писем блж. Августин писал: "Через тяжесть первого греха мы потеряли свободную волю любить Бога" (письмо 157).
Августин блаженный первым высказал мысль о непреодолимом действии Божественной благодати, которая подчиняет себе даже противоборствующую волю.
В своей полемике против пелагианства блж. Августин по сути встал на ту же плоскость, что его противник: тайну благодати он тоже перенес в область рассудка, где благодать и свобода превратились в 2 смежных понятия, которые нужно было согласовать, как 2 чуждых друг другу предмета. Но это лишь подчеркивает “чистую философичность” блж. Августина.
|