Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Ваш интерес к философии обусловлен

Учебой
Работой
Интересом
Самопознанием
Другим


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1686
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Гносеология Августина Блаженного



Априорные категории мышления


Т. обр., в глубинах духа человек находит уже готовыми достоверные истины, вневременные и сверхиндивидуально значимые (напр., законы математики или закон исключенного третьего).

Эти истины возникают отнюдь не в чувственном опыте, анализ которого, скорее, показывает, что определенные идеи уже заранее содержатся в нем и что, стало быть, в нем непременно уже участвует духовное начало. Так, напр., единство или тождество суть идеи, которые мы уже заранее привносим в чувственный опыт [уже до Канта!]. С другой стороны, мимолетное чувственное впечатление не может дать нам никакого понятия о вещах. Лишь когда мы умеем хранить в памяти образы этих впечатлений, соединять и сравнивать их, нам становятся ясны свойства внешних вещей.

Дуализм Августина блаженного


1. Отрицание материального мира

Строя свою теорию познания, Августин отталкивается от тех же плотиновских положений теории познания, согласно которым душа, с одной стороны, является активным агентом в познании, а не пассивным, а с другой – душа не может быть аффицируема ничем низшим. Для Плотина здесь невозможна логическая последовательность, поскольку он не признает материального мира и полностью погружается в глубины своего мира внутреннего. Августин стоит перед сложной задачей: для него важно соединить эти плотиновские соображения о формообразующей способности души и о неаффицируемости души ничем внешним, нижестоящим с положением о существовании материального мира и о том, что чувства дают нам истинную картину этого мира.

Проблема кажется неразрешимой, но Августин решает ее следующим образом. Все чувства, по Августину, активны, а не пассивны в области познания. Чувства дают информацию уму; они есть то, благодаря чему душа осведомляется о том, что испытывает тело. Посредством чувств душа узнает о том, что испытывает тело, и может влиять на тело. Каким образом связана душа с телом, материальное с нематериальным, Августин не описывает, он говорит, что это выше нашего понимания, что это тайна. Скажем, Августин пишет: для всех очевидно, что нож, воткнутый в тело и породивший рану, и боль от этой раны – совершенно разные вещи. Одно есть материальный элемент (нож), а другое – боль, рождающая совершенно нематериальное ощущение в душе.

Тем не менее Августин предлагает некоторый механизм, могущий прояснить, помочь понять, каким образом чувства участвуют в познании. Чувства активны, [они] не пассивно воспринимают воздействия внешних тел (ибо не может низшее, т. е. материя, воздействовать на высшее, на душу), и в качестве примера Августин рассматривает зрительное познание. Зрение возможно благодаря тому, что в верхней части головы, в области лба, есть некая светоносная материя. Она проникает в наши глаза, и посредством глаз мы как бы излучаем из себя этот свет, ощупываем предмет этими лучами. Таким образом мы получаем информацию о нем, так что, по Августину, зрение есть некоторый вид осязания.

В познании участвует, т. обр.,

1) предмет, имеющий форму;

2) эта форма "ощупывается" зрительными лучами, при их помощи она проникает в органы чувств, где рождается некоторый материальный физиологический образ формы предмета.

3) Далее этот физиологический образ поступает в душу, где образуется уже не материальный, а духовный образ предмета, который существует в памяти уже после того, как мы этот предмет видели.

4) Мы этот предмет можем забыть, а можем вызвать его в своей памяти благодаря способности к воображению. Это уже 4-й образ, который находится в способности воображающего, в его созерцании.

Поэтому, по Августину, существуют 4 вида образов; 1 и 2 – телесные (материальные), 3 и 4 – бестелесные формы, существующие в памяти и воображении.

2. Проблема чувственного восприятия

Проблема чувственного восприятия – действительно серьезная проблема для Августина. С одной стороны, Августин стремится в своей теории познания следовать неоплатоникам, считая, что подобное познается подобным, а поскольку Бог нематериален, то и познать Бога можно лишь методом самопознания, постижения своей души. С другой стороны, Августин не может пойти до конца за Плотином и другими платониками и не считает, что реальностью обладает только умопостигаемый мир, что мир чувственный есть мир зла и небытия.

Разместил: rat Дата: 23.03.2009 Прочитано: 38532
Распечатать

Всего 1 на 5 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 >>

Дополнительно по данной категории

23.03.2009 - Аврелий Августин – основоположник средневековой философии
23.03.2009 - Учение Августина блаженного о душе
23.03.2009 - Онтология Августина блаженного
23.03.2009 - Антропология Августина блаженного
23.03.2009 - Теодицея Августина блаженного

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

http://sredi-cvetov.ru доставка цветов и букетов в Нижней Туре.
Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы