1. Облик Оккама
2. Направление мысли
3. Революция Оккама: упразднение понятия сущности
4. Волюнтаризм Оккама
5. Гносеология Оккама
6. Что остается от веры?
7. Ученики
8. Новый взгляд на природу познающего ума
По словам Жильсона, «следствием оккамизма была замена позитивного сотрудничества веры и разума, имевшего место в золотой век схоластики, новой и гораздо более рыхлой системой, в которой абсолютная и самодостаточная несомненность веры поддерживалась только философской вероятностью».
Облик
Уильям Оккам родился в графстве Суррей в селении Оккам приблизительно в 40 км. от Лондона. (Т. обр., как и предыдущие 2 философа, он родился в Великобритании).
Учится в Оксфордском ун-те, где слушает Дунса Скота. Еще во время обучения в Оксфорде (в возрасте 20 лет) вступил в францисканский орден. После окончания образования философ остается в Оксфорде преподавать теологию и философию.
В 1324 г. переезжает во францисканский монастырь в Авиньон. Здесь на него обрушивается подозрение в ереси: папа Иоанн XXII требует объяснений, имея в руках перечень подозрительных писаний Оккама, составленный канцлером Оксфордского университета. После 3-х лет работы комиссии, назначенной Папой, 7 пунктов его тезисов были объявлены еретическими, 37 – ложными, 4 – опасными.
Положение Оккама осложнилось тем, что в споре о проблеме бедности он примкнул к течению францисканцев – «спиритуалов», стоявших в непримиримой оппозиции к Папе. Оккам выступил противником папской власти, признавая Папу подчиненным в мирских делах – государям, а в духовных – всей Церкви, и отрицая светскую власть Папы. Призванный, за публичное распространение этих мнений, к папскому суду в Авиньон (в 1322 г.), он был заключен под стражу. Т. обр., за высказывания о примате светской власти над властью Папы в делах духовных был обвинен в ереси и заточен в тюрьму.
Опасаясь суровых санкций папы, Оккам прилагает усилия и в 1328 г бежит из Авиньона в Пизу к императору Людвигу IV Баварскому, врагу Папы. За это Оккама отлучают от Церкви. Именно в это время – 1328-29 гг. создается его главный «логический» труд – «Summa Logicae» – «Сумма логики».
XIV век знаменит тяжбами между Филиппом Красивым и Папой Римским. У Филиппа Красивого[1] Оккам и действовал в защиту его (к этому королю он обратился за помощью, сказав исторические слова: «Охраняй меня мечем, я буду охранять тебя словом»). У Людовика Баварского тоже был князь, который говорил Оккаму: «ты меня защищай пером, а буду защищать тебя мечом» – т. е. авторитетный интеллектуал. Т. обр., с 1328 г. Оккам жил в Мюнхене, выступал как идеолог императорской власти против притязаний Папы на светскую власть.
Обосновавшись в Мюнхене (Бавария), Оккам оставался там до самой смерти, последовавшей от холеры.
|