Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Нужно ли преподавать в ВУЗах дисциплину "Философия"?

Да
Нет
Не определился (-ась)


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1421
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Проблема смыслов средневековой философии

Проблема смыслов средневековой философии

В период доникейской патристики формируется идея возникновения мира из ничего, подчеркивается важное значение для христианства не только духа, но и плоти, обсуждаются тринитарные проблемы Были предприняты попытки, приведшие к обоснованию онтологического единства Троицы, т е единства по сущности, и Ее же онтологического различия, т е различия по ипостаси. Это позволило Августину в "Исповеди» сопрячь воедино субстанцию с субъектом (с 120—121), так что субъект мог высказываться не столько о субстанции, сколько в субстанции, формируя ее, и тем самым приходить к самопознанию, обращаться к истокам собственной души, т.е. к началу творения, где вопрошающий стоит непосредственно перед Творцом Мысль Августина перерабатывает внутренней работой не воспринимаемое извне, а наоборот — проецирует вовне, в сферу реального межличностного существования, открываемое изнутри Поэтому всякая проблема у него имеет статус онтологической С постижением такого рода внутренней реальности связано его учение о воле, которое стало основополагающим в Средневековье В трактате «О граде Божием» воля определяется как природа, как «дух жизни» Идея предопределения, связанная с идеей предвидения (предзнания, или прогноза), отстаивается Августином в тесной связи с идеей свободы воли. Предопределение не тождественно понятию судьбы, оно связано с началом мира по Слову, и у него нет иных причин, кроме Бога Для Августина утверждение об отсутствии свободы воли на том основании, что Бог предузнал все что есть в нашей воле, не имеет смысла «Нельзя сказать, что предузнал ничто», поскольку смысл познания в том, чтобы познавать нечто Но если познается нечто, то при Божественном предвидении нечто есть в нашей воле «Мы нисколько не находим себя вынужденными ни отвергать свободу воли, допустив предвидение Божие, ни отрицать в Боге предведение будущего, отвергая свободу воли Мы принимаем и то, и другое» («О граде Божием», V, 10) Анализ проблемы воли, связанного с нею понятия греха, прежде всего первородного, а также выявление принципиального различия между нетварным и тварным бытием позволили Августину рассмотреть родовидовые связи как одну из логических возможностей переформирования субстанции в процессе причащения ее Богу В результате первородного греха природа человека сотворенного преобразилась в природу рожденную, то есть обладающую родовидовыми связями «Человек от человека не так происходит, как произошел человек из праха Прах был веществом для создания человека, а человек рождая, бывает отцом для человека Тело не то же, что земля а человек как бывает отцом человеков, так бывает и потомком, человеком же» Изменилась логическая формула праведной жизни «Тогда было сказано человеку Умрешь, если согрешишь теперь же говорится мученику Умирай, чтобы не согрешить Тогда было сказано Если вы преступите заповедь, то смертию умрете, теперь говорится Если откажетесь от смерти, то преступите заповедь», ибо «тогда смерть была приобретена посредством греха, а теперь посредством смерти совершается правда» (там же, XIII, 3) При исследовании родовидовых связей (где необходима античная логика) выясняются возможности выделения признаков, способствующих преодолению этих связей, обеспечивающих новое преображение родовой грешной природы в безгрешную.
Истинное нетварное бытие, которому причащался человек, есть тождество жизни, мысли и блаженства, стремление к блаженному бытию, по Августину, отличает христианского философа от любого другого, поскольку любовь к мудрости означает любовь к Богу, ибо Он — Мудрость Мудрость есть знание, которое делает блаженным Поэтому любое знание преломляется в сфере морального сознания, востребующего всю полноту человека Душа, достигшая предела благодатного познания с помощью определенных правил, оказывается в состоянии воспринять Божественную иллюминацию (озарение), способствующую возникновению морального сознания, или совести Она и есть единственное основание, которое придает суждениям человека всеобще-необходимый характер Совесть есть согласование Божественного закона и человеческих моральных установлений.
Боэций в многочисленных комментариях к различным философским трактатам (в частности, Аристотеля, Порфирия) определил стратегии средневековой философии относительно проблемы универсалий (заняв в данном случае позицию концептуализма) Понимание этой проблемы у него связано с пониманием идеи эквивокации связанной с особым статусом веши в условиях творения мира из ничего Божественным словом Веши изначально есть по акту творения В них изначально запечатлено слово Бога («сказал и сделал»), что дает возможность человеку впоследствии создать о них понятие, или коренящееся «в истине вещей», или не соответствующее действительности, ибо второе имя свое, прилагаемое на основании акта познания, о себе они получают от человека Когда Боэций вслед за Порфирием ставит проблему существования универсалий, определившую стратегии средневековой мысли («существуют ли они самостоятельно или же находятся в одних только мыслях, и если они существуют, то тела ли это или бестелесные веши, и обладают ли они отдельным бытием или же существуют в чувственных предметах и опираясь на них» — «Утешение философией» и другие трактаты М , 1990, с 23), то вовсе не случайно в его рассуждениях нет места номинализму (общее после вещей), речь могла идти только о реализме (общее до вещей) и концептуализме (общее в вещах) Первым делом «божественной природы» человеческой души является дознание относительно каждой вещи, есть ли она, а уже затем, что она есть, какова она и т д (там же, с 6—7) Это «есть» отлично от аристотелевского утверждения о первичности существования, не связанного с идеей творения и соответственно не связанного с двойственными — Божественным и человеческим — смыслами сущих вешей Ибо человеческие имена могут не выражать их бытия «Глагол «есть» сказывается обо всех одинаково, но при всем этом им всем присуща не какая-то одинаковая субстанция или природа, но только имя» Веши к тому же могут изменить свое значение (там же, с 12,17) Человек осмысливает и веши, и самого себя, именно он формирует сущность, которая тем самым никогда не тождественна существованию, потому что тварную сущность можно изменить из безгрешного стать грешным, из бессмертного — смертным, и наоборот Поэтому субстанция у Боэция интенциональна, субъектна, даже персональна. Вопрос о сущности вещи мог быть поставлен и решаться после того, как дан ответ на вопрос о существовании вещи Существование истолковывается как результат акта творения, который представляет собой не чисто мыслительный акт, а именно акт существования Такого рода подход задавал совершенно иную перспективу для обсуждения проблем логики, в центре внимания которой оказались проблемы именования, соотношения имени и веши Боэиий в комментариях к «Категориям» Аристотеля выделил четыре типа связи вещей с именами или определениями 1) однозначную связь, когда вешь связана с именем и определением, 2) многосмысленную, или полифоническую, когда вещи связаны только определением, 3) разноосмысленную, когда вещи имеют разные имена и разные определения 4) двуосмысленную, когда вещи имеют одно и то же имя, но разные определения Эквивока-ция оказывается фундаментальным принципом отношений веши и имени, поскольку для Боэция род как универсалия — это определенный способ отношений между именем и вещами, о которых оно сказывается Разный поворот логического внимания на одно и то же сущее (с точки зрения индивидуального имени или с точки зрения общего понятия) приводит к разным определениям статусов одной и той же субъектсубстанции (substantia subjecta), имя которой становится эквивокативным Делая акцент на эквивокативности связи веши и имени, Боэций в логике существенно ограничивает роль определения через родовидовые отношения Десять категорий Аристотеля Боэций свел к двум субстанции, представляющей род и вид как подчиненный род, и акциденции, представляющей все признаки вещи, куда входят девять остальных категорий Аристотеля При этом все категории просматриваются под углом зрения 5 способов предикации через род, вид, собственный, отличительный и привходящий признаки Поскольку все акциденции присущи субстанции в качестве возможности (совпадающей с ничто) или действительности, то важнейшей процедурой ума оказывается деление, а фундаментальным принципом сущего — не род, а дифференция Саму логику Боэций рассматривает как искусство нахождения и деления, обращая внимание на различие в процедуре деления (De divisione) Рассматривая взаимоотношение определения и описания, Боэций связывает определение с родом видом и отличительными признаками веши Род и индивид как наивысшие пределы не могут быть определены, они могут быть только описаны Тем самым описание и определение взаимообусловлены, будучи эквивокативными (там же, с 28—29,37— 38, 64—65) Так как субъект-субстанция есть сращение всеобщего в индивидуальной вещи (что и есть концептуализм), это делает ее уникальной, как любое произведение, или творение Потому и понадобилось Боэцию в дополнение к выделенным Аристотелем типам связи имени и веши (омонимичная, синонимичная, отыменная) ввести связи полифоническую и разноосмысленную, а также определить место родовидовых связей при анализе проблемы личности В трактате «Против Евтихия и Нестория», исследуя вопрос о двойственной природе Христа, Боэций характеризует личность как «индивидуальную субстанцию разумной природы» (с 172) Такое определение он, однако, считает предварительным, ибо для него определить личность значило определить личность Христа Боэций проанализировал три состояния первого сотворенного человека 1) состояние до первородного греха — бессмертное со способностью совершать человеческие отправления, кроме греховных, с заложенной возможностью греха, 2) состояние, возможное при условии преодоления искушения, исключавшее волю к греху, 3) послегреховное, наделенное смертностью и греховной волей Христос, т е истинная личность, по мысли Боэция, из каждого состояния заимствовал по одному началу из третьего — смертное тело, взятое с целью изгнать смерть, из второго — отсутствие греховной воли, из первого — потребности пить, есть и совершать все человеческие отправления не по необходимости, а по возможности (с 188—189) Это действительно определение уникальной личности, которое применимо к людям на правах регуля-тива.

Разместил: rat Дата: 23.03.2009 Прочитано: 8904
Распечатать

Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице

1 2 >>

Дополнительно по данной категории

21.04.2009 - Особенности христианского мировоззрения в средние века
21.04.2009 - Средневековая философия. Хронология
23.03.2009 - Средневековая философия
23.03.2009 - Особенности средневековой философии
23.03.2009 - Основные проблемы средневековой философии

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы