Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Хорошо сформулированный вопрос - половина ответа?

Да, это кратчайший путь к ответу
Это повод задуматься
Это повод не думать
Это выраженное намерение


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 679
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Натурфилософия

Натурфилософия

В философии Возрождения развитие натурфилософии связано с новым пониманием природы как субстанции, существующей и актуально, и потенциально, объединяющей в себе и материю, и форму. Материя телесна и является источником движения и причиной всех вещей. Мыслители эпохи Возрождения, не допуская творения природы из ничто, подчеркивают, что в природе ничто не рождается и не исчезает. Согласно Б. Телезио, в природе действуют два начала: одно из них вечно, придает вещам телесность и массу, второе — рождается и умирает, придавая вещам свойства и формы. Тепло и холод — начала движения («О природе вещей»). Согласно Ф. Патриот, материя — причина существования формы и является субстанцией. Все тела состоят из четырех начал — пространства, света, тепла и потока («Новая философия Вселенной»). Творение мира из ничего он заменяет эманацией, потоком. Дж. Бруно, не приемля разделения природы на материю и форму, подчеркивает, что материя, совпадая с формой, является активным, творческим началом. Она — прародительница и мать естественных вещей, всей природы и субстанции (О природе, начале и едином.— В кн.: Бруно Дж. Диалоги. М., 1949, с. 267). Натурфилософия эпохи Возрождения пантеистична: природа обладает совершенством и движением, не нуждаясь в Боге как внешнем начале. В отличие от Бруно, Т. Кампанелла усматривает в материи пассивное начало всех вещей, которое нуждается в воздействии таких активных начал, как тепло и холод. В натурфилософии Возрождения развивается учение о стихиях, известное еще с античности. Дж. Кардано говорит о трех стихиях (земля, воздух и вода), Телезио и Кампанелла — о двух первоначалах — земле и небе, Бруно — об атомах, находящихся в непрерывном движении (монада и минимум). С новой трактовкой природы и с учением о перспективе связаны и новые представления мыслителей Возрождения о пространстве как однородном и фундаментальном для существования ве-шей. Согласно Патрици, пространство — субстанция материи и отдельных вещей. Бруно, отвергая аристотелевское представление о пространстве — месте, проводит мысль о тождестве бесконечного пространства и бесконечной Вселенной. Натурфилософия эпохи Возрождения исходила из равноправности земной и небесной материи, Земли и небесных тел, из принципа самодвижения тел. Гилозоизм, присущий натурфилософии Возрождения, предполагал трактовку движения как самодвижения, усмотрение источника движения в жизненном начале, в одушевленности, присущей всему космосу. С этим связано и обращение натурфилософии эпохи Возрождения к платонистскому учению о мировой душе, отождествляемой с природой и жизнью. Так, для Патрици душа одушевляет, оживляет и движет мир, благодаря ей мир прекрасен и становится космосом. Бруно видит в душе мира способность материи к движению и созданию форм. Любая вещь имеет в себе часть духовной субстанции, мировой души, тождественной свету. Пантеистическая натурфилософия эпохи Возрождения неразрывным образом была связана с магией и герме-тизмом. Марсилио Фичнно строит «естественную магию», Пико делла Мирандола видит в каббале способ управления миром и судьбой человека. Дж. Бруно в «Изгнании торжествующего зверя» прославляет магическую религию солнечного света египтян, возрождение которой он увидел в гелиоцентрической системе Коперника. Патрици строит вариант пла-тонистско-герметической натурфилософии, согласно которой все пространство заполнено божественным светом, из него происходят два первоначала — тепло и влага. Р. Флудд предлагает свой вариант «метафизики природы», где внутримиро-вой свет сталкивается с Тьмой, из чего возникает пассивная материя — вода, отождествляемая со Святым Духом. Д. Ди в «Иерогрифической монаде» предлагает вариант магическо-каббалистической космологии в противовес гелиоцентрической космологии.

Лит.: Костычев С. П. Натурфилософия и точные науки. Пг, 1922; Горфункель А. X. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977; Огурцов А. П. От натурфилософии к теории науки. М., 1995; Карпинская Р. С, Лисеев Т. К., Огурцов А. Л. Философия
природы: коэволюционная стратегия. М., 1995; Артемьева Т. В. История метафизики в России XVIII в. СПб., 1996; Dingier H. Die Grund-lagen der Naturphilosophie. В., 1910; Siege!G. Geschichte der deutschen Naturphilosophie. В., 1913; Reichenbach H. Ziele und Wege der heutigen Naturphilosophie. Wien, 1931; WMeheadA.N. The Concept of Nature. N.Y., 1926; BavinkB. Ergebnisse und Probleme der Naturphilosophie, Lpz., 1924; Collingwood R. D. The Idea of Nature. Oxf., 1945; Hartmann N. Philosophic der Naturphilosophie. В., 1950; MayE. Grun-driss der Naturphilosophie. В., 1949; Sense A/. Der Begriff der Natur-phiiosophie. Tub., 1953; Duhem P. Le System du Monde. Histoire des doctrines cosmologiques de Platon a Copemic, t.I— VI. P., 1954.
А. П. Огурцов

Разместил: rat Дата: 23.03.2009 Прочитано: 16461
Распечатать

Дополнительно по данной категории

23.03.2009 - Переход к натурфилософии
23.03.2009 - КАРДАНО (Cardano) Джироламо (24 сентября 1501, Па-вия — 21 сентября 1576, Рим)
23.03.2009 - ТЕЛЕЗИО (Telesio) Бернардино (1509, Козенца - 2 октября 1588, там же)
23.03.2009 - ПАТРИЦИ (Patrizi, Patrizzi) Франческо (1529, Кресе в Далмации-февраль 1597, Рим)
23.03.2009 - CEPBET (Servet) Мигель (29сентября 1511, Вильянуэва-де-Сигена — 1553, Женева)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы