Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Высшая ценность - это

Личные принципы
Бог, Высший разум
Сама жизнь
Другой вариант


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1002
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Джордано Бруно (1548–1600) Биография



Арест


Бруно, подобно Раймунду Луллию, был знатоком искусства памяти. Он написал ряд книг по мнемонической технике, которая по мнению исследователей творчества Бруно, восходит своими корнями к герметизму. В своих произведениях Бруно обращался к имени Гермеса Трисмегиста.

В 1591 году Бруно принял приглашение на работу по обучению искусству памяти от венецианского магната Джованни Мочениго и переехал в Венецию. Однако вскоре отношения Бруно и Мочениго испортились. Существует версия, что Мочениго с самого начала действовал против Бруно как агент-провокатор папского престола. Так или иначе, 23 мая 1592 года Мочениго направил венецианскому инквизитору свой первый донос на Бруно, в котором писал: «Я, Джованни Мочениго, сын светлейшего Марко Антонио, доношу по долгу совести и по приказанию духовника о том, что много раз слышал от Джордано Бруно Ноланца, когда беседовал с ним в своём доме, что, когда католики говорят, будто хлеб пресуществляется в тело, то это – великая нелепость; что он… не видит различия Лиц в Божестве, и это означало бы несовершенство Бога; что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, как и апостолы, и что у него самого хватило бы духа сделать то же самое и даже гораздо больше, чем они; что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворённые природой, переходят из одного живого существа в другое; что, подобно тому, как рождаются в разврате животные, таким же образом рождаются и люди. Он рассказывал о своём намерении стать основателем новой секты под названием “новая философия”. Он говорил, что дева не могла родить и что наша католическая вера преисполнена кощунствами против величия Божия; что надо прекратить богословские препирательства и отнять доходы у монахов, ибо они позорят мир; что все они – ослы; что все наши мнения являются учением ослов; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед Богом; что для добродетельной жизни совершенно достаточно не делать другим того, чего не желаешь себе самому…». 25 мая и 26 мая 1592 года Мочениго направил на Бруно новые доносы, после чего философ был арестован и заключён в тюрьму.

Джордано Бруно развивал неоплатонизм в духе возрожденческой натурфилософии, и в этом ключе пытался дать философскую интерпретацию открытиям Коперника. Пантеизм и антицерковная, едкая до злости писательская деятельность привели сбросившего рясу монаха-доминиканца после долгих скитаний по Европе в застенки инквизиции.

Казнь


Местные инквизиторы не смогли переубедить Бруно и поэтому в 1593 г. передали его римским коллегам.

По доносу пригласившего его "для обучения" венецианца Мочениго, Бруно был арестован, после чего последовало 7-летнее заключение.

Несмотря на пытки инквизиторов, Бруно не отказался ни от одной из своих идей. На решение суда он ответил: «Вы с большим страхом произносите приговор, чем я его выслушиваю» (это напоминает историю Сократа). 17 февраля 1600 г. Джордано Бруно был заживо сожжен на Кампо деи Фиори (“Площади цветов”) как еретик и нарушитель монашеского обета. Палачи привели Бруно на место казни с кляпом во рту, привязали к столбу, что находился в центре костра, железной цепью и перетянули мокрой верёвкой, которая под действием огня стягивалась и врезалась в тело. Последними словами Бруно были: «Я умираю мучеником добровольно».

Освобожденная Италия (1865 год) поспешила воздвигнуть в Неаполе памятник знаменитому мученику за свободу мысли и исследования, а 9 июня 1889 был торжественно открыт ему памятник на той самой площади Кампо деи Фиори (“Площади цветов”), на которой инквизиция около 300 лет тому назад предала его казни.

Произведения


Бруно был плодовитым писателем с весьма оригинальным стилем. В 1603 г. все произведения Джордано Бруно были занесены в католический Индекс запрещённых книг, в котором они фигурировали вплоть до его последнего издания в 1948 году.

Основные сочинения были им созданы в Лондоне – «О начале, причине и едином», «О бесконечности вселенной и мирах» (1584), и в Германии – «О монаде, числе и фигуре», «О тройном, наименьшем и мере». Ему принадлежат также работы «О героическом энтузиазме», «О неизмеримом и неисчислимом» (1591), антиклерикальная сатирическая поэма «Ноев ковчег», комедия «Подсвечник» (1582, русский перевод 1940), ряд философских сонетов.

Судьба Бруно стала благоприятной почвой для разнообразных философских и литературных интерпретаций. Его интуиции и смыслообразы сформировали интеллектуальную парадигму европейского естествознания, а основные космологические идеи были опытно подтверждены Галилеем. Интуиция Монады как духовного "первокирпичика" бытия получила систематическое развитие у Лейбница, пантеизм – у Спинозы. Определяющее влияние Бруно оказал на Шеллинга, а Шеллинг в свою очередь – на нашего Вл. Соловьева.

Разместил: rat Дата: 23.03.2009 Прочитано: 12504
Распечатать

Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2

Дополнительно по данной категории

23.03.2009 - Гилозоистическая онтология Джордано Бруно
23.03.2009 - Бруно. Природа как «бог в вещах»
23.03.2009 - Космология Бруно
23.03.2009 - Бруно. Учение о Едином
23.03.2009 - Бруно. Материя и форма

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы