Лейбниц, Готфрид
Научная революция, Бэкон и особенно Декарт произвели в истории западноевропейской философии радикальный поворот. Казалось даже, что не только решения, но и сама проблематика схоластической и античной философии настолько вышла из употребления, что больше никогда не появится. Методы, параметры и коэффициенты, позаимствованные из математики и физики, казались единственно приемлемыми и в области философии.
В частности, представлялись скомпрометированными два понятия: а) "цели" (или "конечной причины") вместе с основанным на нем общим телеологическим взглядом на реальность; б) "субстанции", понимаемом как "субстанциальная форма", в сочетании с онтологическим видением реальности.
И все-таки именно эти понятия вновь использует Лейбниц, отстаивая не только ценность, но и, в определенном смысле, их "вечность" (ему принадлежит выражение "philosophia perennis ", подчеркивающее основные достижения античной и средневековой философии) и вдобавок показывая возможность примирения с ней новых философов.
Лейбниц нашел, что в действительности речь идет о перспективах, размещающихся в разных планах, которые, будучи понятыми в соответствующем значении, не только не уничтожаются взаимно, но очень кстати и с большой пользой могут дополнять друг друга.
С этой грандиозной попытки "опосредования" и "синтеза" античного и нового берет начало вся философия Лейбница, причем попытка оказалась чрезвычайно продуктивной благодаря "двойной" оптике: с одной стороны, антично средневековой философии (Лейбниц размышлял не только о схоластах, но также и об Аристотеле и Платоне), а с другой — картезианства и методов новой науки.
|