Лейбниц, Готфрид
Как было сказано, монады являются "элементами всех вещей". Как следует понимать это утверждение в контексте учения Лейбница?
Ошибочно предполагать, что монады размещены в каком либо пространстве (например, как атомы Демокрита) и могут механически и физически скапливаться в определенном месте пространства. Ведь они не могут быть ни физическими точками (так как физическая точка делима), ни геометрическими (так как геометрическая точка, будучи неделимой, все же находится в пространстве). Пространство — феномен, образованный из монад, а следовательно, не является исходным началом сущего; поэтому монады — "метафизические точки", или центры деятельной силы.
Итак, из этих метафизических субстанций Лейбниц должен вывести целую вселенную. В частности, ему придется разъяснить следующие важнейшие пункты: 1) каким образом зарождается материя из нематериальных монад, как образуется телесность монады, которая сама по себе не является телом; 2) как из простой монады образуются животные 3) как и почему, учитывая принцип непрерывности (согласно которому природа не делает скачков), бывает разница между душами (существами, наделенными разумом) и всеми остальными вещами.
Посмотрим, как Лейбниц ищет решения каждой из этих проблем, от чего зависит вразумительность всей его системы.
Объяснение материальности и телесности монад
Монада как исходное начало сущего является началом силы и способности действия. Но активность самостоятельна только у Бога. У всех остальных монад способность к действию ограничена, т. е. несовершенна: причина — в "материальности" монады. Значит, именно "первоматерия" монад как излучаемых Божеством препятствует им быть самостоятельными в действиях. Даже сам Бог своим абсолютным могуществом не смог бы отобрать у монады первоматерию в вышеизложенном смысле. Можно также добавить, что "первоматерия" монады состоит в смутных восприятиях, это источник ее пассивности.
Очевидно, что первоматерия, понимаемая в этом новом смысле (т. е. в качестве неясной сущности каждой монады, ограничивающей ее восприимчивость), становится чем-то совершенно новым: масса, непроницаемость и протяженность, вначале считавшиеся ее определяющими характеристиками, теперь становятся "следствием", "проявлением". Неясность восприятии монады проявляется в виде массы, непроницаемости, протяженности.
Телесность и протяженность (называемые Лейбницем также "вторичной материей") и вообще все вещи, "тела", представляют собой "агрегаты монад". Однако следует обратить внимание на то, что телесность понимается не в онтологическом значении, как реальность для себя, а представляется феноменом, основа которого заключена в монадах, устанавливающих между собой связи. Телесность — "хорошо обоснованный феномен", так охарактеризованы и время, и пространство.
[/family][/size]
|