Кулишер указывал, что в сознании наименее культурных племен болезни и смерть — материальные существа. Критикуя тех, кто объяснял силу колдовских лечебных растений верой в духов, Кулишер писал, что правильнее свести все эти целебные средства единственно к одному представлению, а именно к тому, что болезнь есть нечто, имеющее материальную форму, что она лежит в крови. Кулишер хотел опубликовать книгу с описанием огромного числа «фактов, характеризующих первобытные материалистические воззрения» (44, 615), но не осуществил своего намерения. В период, когда ученые растворяли всю первобытную культуру в магии и вере в духов, статья Кулишера, показывавшего, что первобытные люди не были мистиками и спиритуалистами, имела известное значение, хотя многие его толкования народных суеверий далеки от истины.
Другие ученые так же, как когда-то Кулишер, пытались выяснить отношения между магией и зачатками материалистической философии. В книге «Локаята даршана», русский перевод которой опубликован в Москве в 1961 г., Чаттопадхьяя рассматривает магические представления о мире как враждебные спиритуализму и идеализму. Ученый считает основой древнего индийского материализма локаяты — инстинктивный натурализм индийских племен. Они верят, что в природе действуют те же законы, что и в человеческом обществе, например отец-солнце оплодотворяет мать-землю. Это наивное миропонимание сохранилось у коренного населения Индии — дравидов-земледельцев, в их верованиях и обрядах тантризма, основанных на том, что плодородие земли зависит от плодородия женщин.
Чаттопадхьяя полагает, что первоначальный тантризм и его философские взгляды, известные под названием санкхья, были примитивным материализмом, на который впоследствии наслоились спиритуалистические идеи. Тогда протоматериализм перешел в свою противоположность — в объективный идеализм, а тантризм получил идеалистическое истолкование. Ученый связывает магию тантризма не с верой в духов, а с материализмом, который выводит из матриархата. Возникновение центральной категории санкхья — пракрити (понятия материи, природы, женского начала) Чаттопадхьяя- объясняет матриархатом, а эволюцию ранней санкхья к идеализму появлением патриархата с представлением о пуруше — «душе», «человеке», «мужчине».
Прогресс человечества был связан не с магией, а с ее преодолением. В ходе познания природы древние представления о симпатии и антипатии потеряли магический смысл. Первые греческие философы-материалисты отвергали веру в магическую безличную силу, принявшую в Элладе форму неумолимых Мойр, которым подчинены, Зевс и все боги, и разрабатывали философскую категорию необходимости. Левкипп провозгласил, что ничто не возникает без причины. Одни древние мыслители больше, другие меньше отдали дань суеверию, так как им еще не хватало научных знаний. Даже Демокрит требовал, чтобы девушки во время менструаций три раза обегали поле перед жатвой. Он считал, что менструальная кровь содержит заряд плодотворящей энергии, представляющей прекрасное средство против насекомых, пожирающих зерно.
В Элладе были философы, стоявшие на рубеже между магией и наукой. Эмпедокл совмещал в себе философа и жреца, врача и колдуна, астронома и астролога, ученого и суевера. Он напоминал двуликого римского бога Януса: один лик его был постоянно обращен вперед к возникавшим научным знаниям, а другой назад в туманную даль древних мифов. Эмпедокл был поэтом, оратором, политическим деятелем, сочувствующим демократии. В пурпурном одеянии, с дельфийским венком на голове, в медных сандалиях он проповедовал, что способен исцелять все болезни, укрощать свирепую ярость урагана, ниспосылать урожай плодов, вызывать души умерших из Аида. Чтобы доказать свою божественность, Эмнедокл прыгнул в кратер вулкана Этна, вулкан проглотил философа и выкинул одни его медные башмаки. Мистики часто делают нечто подобное с учением этого философа и в наше время: проглатывают всю его философию и выкидывают читателям только его башмаки суеверий, хотя у Эмиедокла было много замечательных верных догадок. Он предвосхитил, в частности, химическую теорию элементов.
Общепризнаны научные заслуги Пифагора — гения математики, геометрии, астрономии, музыки.
|