Зачатки философии часто таились под сенью мифологии. Поэтому ее называют «предфилософией», или «протофилософией», «первой метафизикой», а метафизику — «второй мифологией». По Аристотелю, человек, любящий или сочиняющий мифы, до некоторой степени философ, так как мудрость состоит в знании причин, а мифы — объяснение причин явлений природы.
В III—VI вв. неоплатоники уверяли, что мифы учат той же истине, что и философия: Зевс — это первичное начало, из которого все проистекает и которому все повинуется, Афина — мудрость и т. д. Неоплатоники развивали аллегорические истолкования мифов эллинскими философами, которые еще во второй половине VI в. до н. э. видели в столкновениях гомеровских богов отражение борьбы- стихий огня и воды и других сил природы.
Миф обладает этиологической (от древнегреч. al-cia — причина) функцией, а поэтому мифологию давно называли первобытной натурфилософией, удовлетворяющей каузальную потребность. «Человека поражает известное — все равно: действительное или мнимое — явление, — писал Г. В. Плеханов. — Он старается объяснить себе, как оно произошло. Так возникают мифы... Миф есть рассказ, отвечающий на вопросы: почему? и каким образом? Миф есть первое выражение сознания человеком причинной связи между явлениями» (50, 23—24). Мифотворец ищет ответы в аналогиях различных предметов и явлений природы и общества, в превращениях их. «Откуда взялась луна?»—спрашивают бушмены и рассказывают, что после дождя колдун сел у костра, снял мокрые сандалии и положил их слишком близко к огню. Вскоре он увидел, что от одной сандалии остался пепел, а другая сгорела наполовину. Он рассердился, взял полусгоревшую сандалию и бросил ее вверх. Она взлетела высоко-высоко, долетела до ночного неба и стала луной.
|