Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Ваш интерес к философии обусловлен

Учебой
Работой
Интересом
Самопознанием
Другим


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1687
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Мифологические зачатки философии



Мифы выражаются словами, пантомимой, рисунком, они не только рассказываются, но изображаются. Даже пигмеям, живущим на Андаманских островах, известны мифы о происхождении огня, ночи, смерти и т. д. У более развитых племен имеются сложные циклы мифов: этиологические, рассказывающие о происхождении отдельных предметов и явлений природы, космогонические — о возникновении мира, этногонические — о возникновении рода и его институтов, антропогонические — о происхождении людей и эсхатологические — о их будущем. Лингвисты объясняли происхождение многих мифов полисемантизмом, т. е. наличием у слова разных значений. Пример: у индейцев гуичолов одно слово означает олень и пшеница, а поэтому и появился миф, что пшеница некогда была оленем. Возникновению древнейших мифов способствовало то, что первые понятия и слова имели весьма широкое, расплывчатое, крайне неопределенное содержание.

Клод Леви-Стросс применил в своем четырехтомном исследовании мифологии южноамериканских индейцев методику структурной лингвистики для объяснения происхождения мифов. Он рассматривает их как своеобразные логические инструменты освоения окружающего мира, которые помогали людям в их обобщениях, классификациях и анализе. Ученый доказывает, что мифы возникли в результате попыток объяснить, например, такую противоположность, как жизнь и смерть. Преодоление в сознании индейцев северо-западного побережья Америки этой дилеммы привело к созданию мифа о Вороне — устроителе мира, питающемся падалью.

В 1967 г. в интервью, опубликованном в журнале «Les lettres francaises» (№ 1165), Леви-Стросс говорил о том, что в мифах следует видеть философские интерпретации мира, даже если они исходят из ложных предпосылок, «снятие» противоречий действительности.

Многие западноевропейские мыслители прошлого усвоили воззрения древнегреческих философов на мифы, объяснявших их обожествлением исторических деятелен (Зевс не бог, а обоготворенный царь), олицетворением явлений природы (ссора Зевса с Герой — борьба тепла и холода) или абстрактных понятий (Зевс не сын Кроноса, а сын чистого разума). Одни ученые видели в мифах историю, превращенную в сказку, а другие, напротив, сказку, превращенную в историю. В XVII в. английский философ Фрэнсис Бэкон в сочинении «О мудрости древних» доказывал, что мифы в поэтической форме хранят древнейшую философию: моральные сентенции или научные истины, смысл которых скрыт под покровом символов и аллегорий. В XVIII в. итальянский философ Джамбаттиста Вико рассматривал миф как выражение «фантастической метафизики» первобытных людей, как своеобразную «поэтическую мудрость». По его мнению, мифы «возникли из потребности природы, неспособной абстрагировать формы и свойства от предметов; следовательно, они были способом мышления для целых народов» (22, 354). В этой поэтической мудрости якобы таится, как в семени, бессознательно все то, что впоследствии развивается сознательно в философии.

Разместил: rat Дата: 21.03.2009 Прочитано: 12965
Распечатать

Всего 1 на 4 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 >>

Дополнительно по данной категории

21.03.2009 - Философия и мифология
21.03.2009 - Магия и философия
21.03.2009 - Мифология и предфилософия
21.03.2009 - Космогония, хтонические боги
21.03.2009 - Особенности древнегреческого мироощущения

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы